Собственники же трубопроводов стоят на своём, доказывая, что они действуют по закону и заботятся о безопасности граждан, дома которых оказались в охранных зонах. Администрация Президента России взяла дело на контроль, к делу подключается Следственный комитет, который рассмотрит порядок и законность выделения и продаж земель в охранных зонах.
Права ограничены
Магистральные нефте- и газопроводы – это опасные производственные объекты. По действующим нормам, права на земельные участки, на которых расположены объекты трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа, не изымают из гражданского оборота. Они могут принадлежать на праве собственности публично-правовым образованиям, юридическим лицам и гражданам.
Вместе с тем, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральным законодательством. Так, в Земельном кодексе содержится такое ограничение прав на землю, как установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах магистральных трубопроводов. Указанные ограничения регламентируют Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго России постановлением №9 Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. Эти правила определяют размеры охранной зоны магистрального трубопровода и зоны минимально допустимых расстояний, а также запрещают возводить в границах этих зон какие-либо постройки и сооружения без письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта, а разрешений на строительство в охранных зонах, насколько нам известно, не давала ни «Транснефть», ни «Лукойл», ни «Газпром», трубы которых проходят в Перми. Зато такие разрешения выдавали пермские власти.
Трубу-то и не заметили
К примеру, трубу «Каменный Лог – Пермский нефтеперерабатывающий завод» проложили в 1961 году, когда никакой селитебной зоны там и в помине не было. Город рос, и когда в 2006 г. её реконструировали, в пояснительной записке отметили, что проект выполнен в согласованных с Ростехнадзором РФ в 2005 году «специальных технических условий капитального ремонта нефтепровода при прохождении его в стеснённых условиях и по окрестностям г. Перми», то есть постарались соблюсти требования безопасности. На самом деле при прокладке нефтепровода провели все необходимые согласования с надзорными органами и местными властями.
Но потом пермские чиновники передали землю компании ЗАО «Уралагро», никого не предупредив о том, что участки находятся в охранной зоне трубопроводов «Лукойла» и «Транснефти». Сохранилась копия Приказа управления земельных отношений Перми №666-з от 05.04.2007 об изъятии из «постоянного (бессрочного) пользования» 71,8 гектара земли в Мотовилихинском и Орджоникидзевском районах у сельскохозяйственного кооператива «Мотовилихинский» и продаже этой земли ЗАО «Уралагро». В приказе есть оговорка, что в охранных зонах инженерных коммуникаций не разрешается строительство даже временных зданий и сооружений. Но «Уралагро» разбило землю на участки и продало частным лицам, не упоминая об этом ограничении, при том, что им самим дали землю «под объекты сельхозназначения». При этом чиновники предпочли этого не заметить.
Сейчас они хотят решить вопросы компенсации ущерба гражданам за счёт госкомпаний. Хочется надеяться, что компетентные органы разберутся в этой ситуации и найдут виновных в том, что сотни людей оказались обманутыми. Жители Запруда подали заявление в СК, что несомненно даст повод выяснить, как чиновники местной администрации, регистрирующих и надзорных органов действовали в ходе продаж земель в охранной зоне, выдаче свидетельств на строительство и так далее. В преддверии выборов это несомненно качнет чашу весов в одну или другую сторону. Дело на контроле Администрации Президента, которая всесторонне изучает этот вопрос.
Чиновники ждут катастрофы
Сам факт нахождения любых жилых построек в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний трубопроводов создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов и третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции объектов эксплуатации.
Достаточно вспомнить катастрофу, которая произошла под Уфой в конце 80-х годов. Проходившие вблизи места прорыва газопровода два пассажирских поезда были уничтожены. Тогда погибли 575 человек, 181 из которых – дети. Несложно представить, что произойдет, если нарушится герметичность магистрального нефте- или газопровода, по которому под высоким давлением движется нефть или газ.
Но чиновники решили не сдаваться, важнее спасти себя. Поэтому наш местный Ростехнадзор выдает жителям двусмысленные документы, заявляя, что трубы не соответствуют техническим требованиям при нахождении в зонах жилой застройки. Это дало основание жителям обратиться в следственные органы, которые как раз и выяснят почему чиновники ждут катастрофы.
Смотрите также:
- Земля раздора. В Перми продолжается спор по сносу построек в охранной зоне →
- Когда дом - не крепость. Почему в охранной зоне допустили строительство? →
- Захватчик на пороге - бей тревогу →