Камикадзе и убийцы за рулём. Кто остановит нетрезвых авторецедивистов?

Не зря говорят, что пьяным море по колено: шофёрам подшофе наплевать на жизнь других людей, по- терю прав и тюремный срок. © / Екатерина Саенко / АиФ

Можно только предполагать, сколько задерживают во время рейдов потенциальных убийц. Но статистика безжалостна: каждый пятый погибший в этом году в ДТП – жертва аварии, которая случилась по вине пьяного водителя.

   
   

Закон не страшен

79 аварий на прикамских дорогах за первые пять месяцев этого года произошли по вине водителей, которые находились в состоянии опьянения. В этих ДТП погибли 20 человек. Ещё сто жителей края получили травмы различной степени тяжести.

В Перми за это же время случилось 14 «пьяных» ДТП, в которых погибли пять человек и пострадал 31 пермяк.

«Можно сколько угодно повторять, что пьяный за рулём – преступник, но всё равно находятся люди, которые считают, что правила дорожного движения и Административный кодекс им не указ. Так, в этом году уже возбудили 1145 уголовных дел по ст. 264.1 УК РФ», – сетует Алексей Карин, зам. начальника УГИБДД по Пермскому краю.

Год назад в России ужесточили наказание за повторную езду в нетрезвом виде (либо за повторный отказ от медосвидетельствования. – Авт.), введя за это уголовную ответственность (ст. 264.1 УК РФ). Выросла сумма штрафа – до 200-300 тыс. руб. В качестве альтернативы виновным могут назначить обязательные работы до 480 часов или принудительные работы до двух лет. Помимо вышеперечисленных мер, как самая жёсткая мера, которую суд может применить к пьяному водителю-рецидивисту, – лишение свободы до двух лет.

За полгода с того момента, как заработали эти поправки, в крае поймали 1300 водителей, которые вновь сели за руль в нетрезвом виде. Но лишь в четырнадцати случаях судьи вынесли приговоры, которые предусматривали наказание в виде лишения свободы. Да и то только четыре рецидивиста получили реальные сроки, остальных – десятерых – приговорили к условному лишению свободы.

Авось пронесёт?

Доходит до смешного, вернее, очень грустного. На днях в Осе осудили мужчину, которого в марте этого года сотрудники ГИБДД застукали в центре города пьяным за рулём. Когда его данные пробили по базе, оказалось, что против осинца суд выносил уже 21 (!) постановление о привлечении к административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Общий срок лишения прав у отъявленного рецидивиста превышает 38 лет.

   
   

И как же его наказали? Мировой судья приговорил виновного к 420 часам обязательных работ с очередным лишением прав на три года. Что ж, отлично работает система. Суровое наказание! Для человека, который уже 22 раза попадался нетрезвым за рулём и уже давно гоняет без прав. Видимо, ждут, когда он кого-то отправит на тот свет. Не дай бог, конечно.

Пора ужесточать

Понятно, что у каждого столба не поставишь сотрудника ГИБДД (тем более что сегодня в этом ведомстве дефицит кадров. – Авт.), чтобы вылавливать каждого шофёра подшофе. И здесь правоохранители возлагают надежды на гражданское общество.

Фото: АиФ

«Чтобы преодолеть эту проблему, нужно культивировать в обществе атмосферу нетерпимости к нетрезвому вождению и активнее привлекать наших жителей к предупреждению подобных правонарушений. Уже сегодня есть люди, которые объединяются в группы: например, в ночные автопатрули или в интернет-сообщества, где обмениваются информацией о замеченных нарушителях и по возможности сами пресекают подобные факты. Да и мы стараемся большую часть «массовых» проверок проводить, привлекая общественность и СМИ. Так, в Перми в них активно участвуют члены добровольной народной дружины», – рассказывает Алексей Карин.

Для этого гражданские активисты проходят инструктаж с сотрудниками ДПС, а затем на собственных автомобилях отправляются на улицы городов к ночным клубам, кафе и ресторанам. И если замечают водителей, которые садятся за баранку после рюмки, то сразу же сообщают в дежурную часть Госавтоинспекции.

Но привлечение таких активистов – полдела. Многие эксперты склоняются к тому, что одновременно нужно ужесточать наказание.

«Довелось побывать на рейде ГИБДД в Большесосновском районе и поговорить с задержанными нетрезвыми водителями. Поразило, что когда они пьют, перед тем как сесть за руль, даже не осознают меру своей ответственности: ни за свою жизнь, ни за жизнь других людей. И это главная проблема. Нетрезвыми попадались представители абсолютно разных слоёв и возрастов. Были и рецидивисты, которые уже и прав лишались, и штрафы платили. И всё равно снова выпивали на дорожку. На мой взгляд, выход один – ужесточение наказания. Помимо лишения прав, нужно сразу же вводить реальную уголовную ответственность за пьяное вождение. Причём с первого раза, а не за повторное попадание в руки сотрудников ГИБДД. Иначе так и будут гибнуть люди, а мы – поражаться, сколько сотен нетрезвых водителей попадаются за выходные. А сколько остаются безнаказанными?» – считает Виталий Огорельцев, координатор проекта «Трезвая Россия» в Пермском крае.

Комментарии

Денис Галицкий, правозащитник:

«Ужесточение наказания и введение тотальной уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде подействует не на всех наших жителей. Есть категория людей, которую никакие наказания не остановят. Как мы все прекрасно видим, водителей лишают прав за пьяное вождение, так они без прав спокойно за руль садятся. И вряд ли их остановит уголовное наказание. С другой стороны, изолировать этих людей имеет смысл. Только в этом ракурсе уголовное наказание за пьяное вождение кажется осмысленным.

Но я склоняюсь к тому, что изменение отношения к возможности сесть за руль после приёма алкоголя (как и к необходимости пристёгиваться) может происходить не столько из-за боязни наказания, а из-за повышения ценности человеческой жизни. В этом случае Уголовный кодекс мало влияет – главное, что люди хотят жить».

Шах Мирзаев, инструктор по вождению, водитель автобуса маршрута № 59:

«Для меня всегда загадка, почему люди садятся за руль нетрезвыми. Я обучаю курсантов вождению – вроде бы все они в здравом уме, не самоубийцы. Что потом происходит в их сознании, когда они получают права, неведомо: почему ездят на красный, почему не включают поворотник, почему пьют за рулём? Это безголовые люди. Наверное, решить проблему можно лишь поправив им мозг.

Давно уже шли разговоры о том, чтобы ввести алкозамки зажигания. Правда, это касалось водителей автобусов. Сел за руль, подышал в специальную трубочку, и машина решает: завестись – не завестись. Но вряд ли подобную систему внедрят – слишком затратное дело.

Среди водителей городского транспорта бывают такие, которые с похмелья выходят на линию. Но это уже вина перевозчика, который допускает подобные случаи. В нашем автопарке этого быть просто не может. Нас ежедневно, перед тем как выйти на рейс, осматривают врачи: измеряют давление, мы дышим в трубочку. Только после этого садимся за руль. Точно так же и после рейса. Наказание для выпившего водителя – 8 тыс. руб. штрафа и снятие с рейса. Если бы все перевозчики ввели такую систему, проблема пьяных за рулём общественного транспорта точно бы решилась».

Содержание алкоголя в крови  – последствия

0,2 – 0,5 промилле (0,5 л пива или 100 мл водки)

Водителю уже сложно оценивать, с какой скоростью движутся источники света и их размер. Он не может точно определять скорость других автомобилей при выполнении манёвров: на поворотах, при разворотах, обгоне. Возникает рассеянность или агрессия – тяга к рискованной езде, жажда скорости. 

0,5 – 0,8 промилле (1 л пива или 150 мл водки)

Глаза медленнее переключаются на разные типы освещения и хуже воспринимают красный цвет, реакция замедляется и притупляется. Сужается угол зрения, и водитель вообще перестаёт видеть, что происходит по бокам. Его легко может ослепить случайный дальний свет, он хуже адаптируется к внезапной темноте после освещённых участков и наоборот. Не замечает опасных моментов на дороге и медленнее реагирует на манёвры других машин.

0,8 -1,2 промилле (2,5 л пива или 400 мл водки)

Водитель перестаёт адекватно воспринимать процесс вождения, теряет чувства ответственности и опасности. Ещё сильнее сужается угол зрения, водителю всё сложнее правильно определять расстояния (до машин и объектов), ухудшаются координация и равновесие. Шофёр всё медленнее и хуже реагирует на происходящее, может путать педали тормоза и газа. Часто такая доза приводит к полной потере способности управлять автомобилем.

Смотрите также: