Михайло Потапыч, Топтыгин, хозяин лесов русских: этого сильного и умного зверя в России называют по-разному. Нам кажется, что мы много знаем о медведе, однако ещё больше мы не знаем. Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» показывает жизнь этих удивительных животных так, как до этого, пожалуй, не показывал никто. Бережно, деликатно, давая зрителям самим судить о происходящем.
На днях стало известно, что фильм получил престижную кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучший неигровой фльм».
Трейлер «Медведи Камчатки. Начало жизни», 55 минут, Россия, 2018 from LESFILM on Vimeo.
Продюсер и режиссер фильма Ирина Журавлёва рассказала «АиФ-Прикамье» о своём опыте общения с этими животными и о том, как мамы-медведицы воспитывают медвежат, почему своих малышей они, скорее оставят на попечении человека, а не другого медведя и откуда у одной из косолапых героинь фильма такое необычное имя – Самапятая.
Сама - пятая
Медведей в Кроноцком заповеднике, где проходили съёмки, сотни. Южно-Камчатский заказник им Т.И. Шпиленока, который входит в его состав, считается самым медвежьим местом России. В сезон нереста тихоокеанской нерки животные приходят на Курильское озеро – крупнейшее в Азии нерестилище этой рыбы. Нерки в озере миллионы – только лапу протяни. Ирина вспоминает, что однажды во время съёмок на берегу ей удалось увидеть и заснять на камеру мобильного телефона несколько десятков медведей.
И всё же героев фильма пришлось поискать. По задумке авторов это должны были быть семьи с медвежатами-сеголетками («сего лета» рожденными, то есть первого года жизни), за которыми планировалось проследить в течение семи месяцев - с момента первого в жизни медвежат выхода из берлоги в апреле до ухода по берлогам в ноябре.
Заснять момент выхода медведицы и медвежат из берлоги не удалось, в год съемки медведи начали их покидать раньше обычного. Да и, возможно, природа не хочет показывать человеку моменты, когда зверь наиболее уязвим - после выхода из своего зимнего дома семья, прежде чем двинуться в путь, остаётся рядом с берлогой около двух недель, никуда не уходит. Именно эти уникальные дни в конце апреля—начале мая съёмочной группе удалось зафиксировать.
В объектив попала медведица по имени Тесла и два её крохотных медвежонка. Вторую героиню фильма команда встретила на берегу Курильского озера. Зовут её и того интереснее – Самапятая. Своё имя мама четырёх медвежат унаследовала от прабабушки, которую так назвал Анисифор Крупенин, первооткрыватель Долины гейзеров начала 1940-х. У неё тоже было четверо медвежат, а она «сама – пятая».
Другой мир
«Так близко, как во время съёмок фильма, медведей я увидела впервые. Сначала, конечно, было страшно: всё-таки это дикие и потенциально опасные звери, страх перед ними сидит у всех нас глубоко внутри», – говорит Ирина.
Съёмки фильма начались в 2015 году. Ирина приехала в заповедник в конце сентября, когда туристов уже не было. Приземляясь, из вертолёта, она увидела, как по берегу бежит медведь.
Доверяй, но…
Несмотря на то, что медведи в тех местах имеют доступ к необходимым кормам, находятся под охраной и, потому более чем довольны жизнью, это всё-таки дикие животные, без знаний правил поведения в заповеднике, находиться там нельзя.
«Мы сами не подходили к медведям ближе, чем на 15 метров. Я всегда находилась в компании главного оператора фильма Дмитрия Шпиленка — очень опытного человека, на одном плече которого — ружьё, на втором — камера. Обычно съёмочные группы охраняют инспекторы, но Дмитрий сам – инспектор Кроноцкого заповедника, это и позволило ему вести столь длительные наблюдения за медведями. Тем не менее с Дмитрием всегда находился ассистент, в обязанности которого входило наблюдение за медведями вокруг оператора», – вспоминает Ирина.
Это было важно, потому что медведи – животные любопытные, а ассистенты помогали сдерживать их интерес к человеку. Говорят, что особой популярностью в этой роли пользовался Дмитрий Воронов, который специально приехал на Камчатку из Вильнюса. Присутствие двухметрового человека действовала на медведей отрезвляюще. Дмитрий, как и другие ассистенты работали на добровольных началах. Среди них были волонтеры заповедника, научный работник, местные жители. Они выполняли самую разную работу: от приготовления пищи до научных консультаций.
Лучшие няньки
Следовать всюду за медведями было довольно сложно. Передвигаются они быстро, а в случае опасности – ещё быстрее. Кроме того, мишки не обременены съёмочным оборудованим. Не удивительно, что съёмочная группа их теряла и порой команда впадала в панику, что все пропало.
Ирина против «очеловечивания» животных, однако говорит, что у каждого медведя есть свой характер.
«Медведи – звери эмоциональные и умные. И они удивительно разные: одни боязливые, другие спокойные, третьи деликатные, четвертые наглые. Есть те, которые просто сидят на берегу часами. Их сородичи рыбачат без устали, а они просто остаются на берегу, смотрят вдаль или спят», – вспоминает продюсер фильм.
В особенно удачные для рыбной ловли моменты на берегу могут собираться до нескольких десятков медведей. Такая скученность вынуждает находить общий язык и учиться уступать друг другу. Авторы фильма часто сталкивались с ситуацией, когда медведица отправилась рыбачить, оставив медвежат на попечение съемочной команде.
«Если медведице нужно оставить с кем-то медвежат, то она скорее, выберет кого-то из сотрудников заповедника, которым она доверяет. Это те люди, которые долго там живут, и животные понимают, что она опасности не представляют. А вот от сородичей можно ждать беды. Например, для медвежат опасен любой самец-медведь. И такой момент в нашем фильме есть. Единственным исключением из этого правила являются отцы медвежат. Они каким-то образом узнают своих медвежат и на них не нападают», - говорит Ирина.
Дети есть дети
Медвежата, как и все дети, любопытные и забавные. С этим в полной мере столкнулась съёмочная группа. Чтобы снять жизнь мишек с максимально близкого расстояния, операторы оставляли на берегу камеры GoPro. Новые «игрушки» не остались без внимания малышей. Они пытались их грызть, носили туда-сюда. А иногда просто закидывали в воду. Кажется, специально для того, чтобы посмеяться над людьми, которые потом лезли в воду, чтобы отыскать камеры.
В первый год жизни они питаются маминым молоком, иногда матери дают им рыбу, но это происходит не всегда. Рыбой малыши очень интересуются – нюхают, пробуют и порой очень громко требуют её у мамы. Канючат, как маленькие дети. И всё же медвежатам важнее питаться молоком.
Ирина Журавлёва говорит, что для съёмок фильма группа перелопатила тонну литературы о медведях, многое рассказали научные консультанты и обо всём этом хотелось рассказать. Сначала фильм планировали сопроводить фильм закадровыми комментариями. Однако, авторов фильма настолько поразила жизнь медведей, что они решили – уникальные природные кадры в комментариях не нуждаются. Тонкое, уважительное отношение к медведям, «взгляд наблюдателя» выделили картину из многочисленного ряда фильмов о медведях и принесли заслуженный успех.