Медвежий край. Как снимали фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни»

Материнский инстинкт у медведиц очень мощный, но появляется он не тогда, когда рождаются малыши, а когда они выходят из берлоги © / Игорь Шпиленок / Lesfilm

Михайло Потапыч, Топтыгин, хозяин лесов русских: этого сильного и умного зверя в России называют по-разному. Нам кажется, что мы много знаем о медведе, однако ещё больше мы не знаем. Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» показывает жизнь этих удивительных животных так, как до этого, пожалуй, не показывал никто. Бережно, деликатно, давая зрителям самим судить о происходящем.

   
   

На днях стало известно, что фильм получил престижную кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучший неигровой фльм».

Трейлер «Медведи Камчатки. Начало жизни», 55 минут, Россия, 2018 from LESFILM on Vimeo.

Продюсер и режиссер фильма Ирина Журавлёва рассказала «АиФ-Прикамье» о своём опыте общения с этими животными и о том, как мамы-медведицы воспитывают медвежат, почему своих малышей они, скорее оставят на попечении человека, а не другого медведя и откуда у одной из косолапых героинь фильма такое необычное имя – Самапятая.

Сама - пятая

Медведей в Кроноцком заповеднике, где проходили съёмки, сотни. Южно-Камчатский заказник им Т.И. Шпиленока, который входит в его состав, считается самым медвежьим местом России. В сезон нереста тихоокеанской нерки животные приходят на Курильское озеро – крупнейшее в Азии нерестилище этой рыбы. Нерки в озере миллионы – только лапу протяни. Ирина вспоминает, что однажды во время съёмок на берегу ей удалось увидеть и заснять на камеру мобильного телефона несколько десятков медведей. 

   
   

И всё же героев фильма пришлось поискать. По задумке авторов это должны были быть семьи с медвежатами-сеголетками («сего лета» рожденными, то есть первого года жизни), за которыми планировалось проследить в течение семи месяцев - с момента первого в жизни медвежат выхода из берлоги в апреле до ухода по берлогам в ноябре.

Заснять момент выхода медведицы и медвежат из берлоги не удалось, в год съемки медведи начали их покидать раньше обычного. Да и, возможно, природа не хочет показывать человеку моменты, когда зверь наиболее уязвим - после выхода из своего зимнего дома семья, прежде чем двинуться в путь, остаётся рядом с берлогой около двух недель, никуда не уходит. Именно эти уникальные дни в конце апреля—начале мая съёмочной группе удалось зафиксировать.

Малыши стараются не отставать от мамы ни на шаг Фото: Lesfilm/ Игорь Шпиленок

В объектив попала медведица по имени Тесла и два её крохотных медвежонка. Вторую героиню фильма команда встретила на берегу Курильского озера. Зовут её и того интереснее – Самапятая. Своё имя мама четырёх медвежат унаследовала от прабабушки, которую так назвал Анисифор Крупенин, первооткрыватель Долины гейзеров начала 1940-х. У неё тоже было четверо медвежат, а она «сама – пятая».

После выхода из своего зимнего дома семья, прежде чем двинуться в путь, остаётся рядом с берлогой около двух недель, никуда не уходит. Именно эти уникальные дни в конце апреля—начале мая съёмочной группе удалось зафиксировать.

Другой мир

«Так близко, как во время съёмок фильма, медведей я увидела впервые. Сначала, конечно, было страшно: всё-таки это дикие и потенциально опасные звери, страх перед ними сидит у всех нас глубоко внутри», – говорит Ирина.

Фото: Lesfilm/ Дмитрий Воронов

Съёмки фильма начались в 2015 году. Ирина приехала в заповедник в конце сентября, когда туристов уже не было. Приземляясь, из вертолёта, она увидела, как по берегу бежит медведь.

«Я, по правде говоря, испугалась. Два дня боролась со страхом, выходя из домика на кордоне, где мы тогда жили. В самый первый день попросила отвести меня на наблюдательную вышку, где можно в безопасности побыть с медведями. Там, вооружившись термосом и фальшфеером, я просидела несколько часов, наблюдая за этими потрясающими животными в полной тишине и одиночестве. Было чувство, что я нахожусь на другой планете. Золотая осень своей красотой, прозрачностью и тишиной (чаек уже было слышно значительно меньше, чем летом) подарила мне возможность максимально погрузиться в то, что происходило вокруг. Когда медведи повсюду, понимаешь, что твои заботы и проблемы остались где-то далеко. Понимаешь, что человек – никакой не хозяин природы, а лишь малюсенькая её часть».

Доверяй, но…

Несмотря на то, что медведи в тех местах имеют доступ к необходимым кормам, находятся под охраной и, потому более чем довольны жизнью, это всё-таки дикие животные, без знаний правил поведения в заповеднике, находиться там нельзя.

Съёмочна группа старалась не подходить к медведям ближе, чем на 15 метров, но на Курильском озере они постепенно теряют страх человека, поэтому сами подходят к людям довольно близко.  Фото: Lesfilm/ Ирина Журавлёва

«Мы сами не подходили к медведям ближе, чем на 15 метров. Я всегда находилась в компании главного оператора фильма Дмитрия Шпиленка — очень опытного человека, на одном плече которого — ружьё, на втором — камера. Обычно съёмочные группы охраняют инспекторы, но Дмитрий сам – инспектор Кроноцкого заповедника, это и позволило ему вести столь длительные наблюдения за медведями. Тем не менее с Дмитрием всегда находился ассистент, в обязанности которого входило наблюдение за медведями вокруг оператора», – вспоминает Ирина.

Фото: Lesfilm/ Игорь Шпиленок

Это было важно, потому что медведи – животные любопытные, а ассистенты помогали сдерживать их интерес к человеку. Говорят, что особой популярностью в этой роли пользовался Дмитрий Воронов, который специально приехал на Камчатку из Вильнюса. Присутствие двухметрового человека действовала на медведей отрезвляюще. Дмитрий, как и другие ассистенты работали на добровольных началах. Среди них были волонтеры заповедника, научный работник, местные жители. Они выполняли самую разную работу: от приготовления пищи до научных консультаций.

«Мы не подходили к медведям ближе, чем на 15 метров. Я всегда находилась в компании главного оператора фильма Дмитрия Шпиленка — очень опытного человека, на одном плече которого — ружьё, на втором — камера», – вспоминает Ирина.

Лучшие няньки

Следовать всюду за медведями было довольно сложно. Передвигаются они быстро, а в случае опасности – ещё быстрее. Кроме того, мишки не обременены  съёмочным оборудованим. Не удивительно, что съёмочная группа их теряла и порой команда впадала в панику, что все пропало.

Ирина против «очеловечивания» животных, однако говорит, что у каждого медведя есть свой характер.

«Медведи – звери эмоциональные и умные. И они удивительно разные: одни боязливые, другие спокойные, третьи деликатные, четвертые наглые. Есть те, которые просто сидят на берегу часами. Их сородичи рыбачат без устали, а они просто остаются на берегу, смотрят вдаль или спят», – вспоминает продюсер фильм.

В особенно удачные для рыбной ловли моменты на берегу могут собираться до нескольких десятков медведей. Такая скученность вынуждает находить общий язык и учиться уступать друг другу. Авторы фильма часто сталкивались с ситуацией, когда медведица отправилась рыбачить, оставив медвежат на попечение съемочной команде.

«Если медведице нужно оставить с кем-то медвежат, то она скорее, выберет кого-то из сотрудников заповедника, которым она доверяет. Это те люди, которые долго там живут, и животные понимают, что она опасности не представляют. А вот от сородичей можно ждать беды. Например, для медвежат опасен любой самец-медведь. И такой момент в нашем фильме есть. Единственным исключением из этого правила являются отцы медвежат. Они каким-то образом узнают своих медвежат и на них не нападают», - говорит Ирина.

Для медвежат опасен любой самец-медведь. И такой момент в нашем фильме есть. Единственным исключением из этого правила являются отцы медвежат. Они каким-то образом узнают своих медвежат и на них не нападают.

Дети есть дети

Медвежата, как и все дети, любопытные и забавные. С этим в полной мере столкнулась съёмочная группа. Чтобы снять жизнь мишек с максимально близкого расстояния, операторы оставляли на берегу камеры GoPro. Новые «игрушки» не остались без внимания малышей. Они пытались их грызть, носили туда-сюда. А иногда просто закидывали в воду. Кажется, специально для того, чтобы посмеяться над людьми, которые потом лезли в воду, чтобы отыскать камеры.

Фото: Lesfilm/ Михаил Родионов

В первый год жизни они питаются маминым молоком, иногда матери дают им рыбу, но это происходит не всегда. Рыбой малыши очень интересуются – нюхают, пробуют и порой очень громко требуют её у мамы. Канючат, как маленькие дети. И всё же медвежатам важнее питаться молоком.

«Медведицы – отличные мамы. С человеческой точки зрения кажется, что они строгие – не всегда дают им молоко, рыбу и отвечают на запросы медвежат. Но для животных это вполне нормально. Материнский инстинкт у медведиц очень мощный, но появляется он не тогда, когда рождаются малыши, а когда они выходят из берлоги. Если в этот момент спугнуть медведицу, то она их оставит. А вот когда он включается, то она готова на всё, чтобы защитить своих детей», – поясняет Ирина. 
Фото: Lesfilm/ Ирина Журавлёва

Ирина Журавлёва говорит, что для съёмок фильма группа перелопатила тонну литературы о медведях, многое рассказали научные консультанты и обо всём этом хотелось рассказать. Сначала фильм планировали сопроводить фильм закадровыми комментариями. Однако, авторов фильма настолько поразила жизнь медведей, что они решили – уникальные природные кадры в комментариях не нуждаются. Тонкое, уважительное отношение к медведям, «взгляд наблюдателя» выделили картину из многочисленного ряда фильмов о медведях и принесли заслуженный успех.