Не верь, не слушай, не плати. Как не стать жертвой мошенников?

У злоумышленников есть техническая возможность подделать любой официальный номер. © / Александр Дьяков / АиФ

В последнее время в Перми участились случаи мошенничества. Людям звонят по телефону, пишут в социальных сетях. Злоумышленники представляются родственниками, банкирами и даже полицейскими.

   
   

Доверчивые жители, которых застают врасплох, переводят им большие деньги. Как оградить себя от преступников? Советы специалистов - в материале «АиФ-Прикамье».

Липовый кредит

Один из самых распространённых видов мошенничества – телефонный. Пермячка Ирина О. (имя изменено по просьбе героини. – Ред.) недавно чуть не стала жертвой изощрённого развода злоумышленников.

Ей позвонили из якобы коллекторской фирмы. Назвали её персональные и паспортные данные и сообщили: в 2008 году она взяла кредит и не выплачивала его. Сейчас, учитывая проценты, сумма долга больше 150 тысяч рублей. Женщине грозили судом, если она не вернёт деньги.

Вот только Ирина никогда не брала этот кредит и даже не была в названном отделении банка, где якобы оформляла займ (он даже находится в другом городе). Злоумышленники звонили ей каждый день и требовали деньги, продолжали угрожать. Женщина запаниковала. Мошенники, которые поняли, что она попалась на крючок, предложили закрыть дело по-быстрому. Ей сказали, что от неё отстанут и забудут про многотысячный долг, если она переведёт на конкретный счёт 10 тысяч рублей. Пермячка уже хотела отдать деньги – лишь бы коллекторы отстали от неё. Но, к счастью, вовремя опомнилась.

По словам начальника отдела безопасности и защиты информации пермского отделения Банка России Михаила Теплоухова, подобные ситуации происходят довольно часто. По его словам, людей берут на испуг. Мошенники вводят людей в состояние стресса – используют так называемые методы социальной инженерии. Поскольку человеку называют его персональные данные, он начинает верить звонящему и готов исполнять указания. Если же вы не повелись на уловки мошенников, то есть несколько вариантов отделаться от назойливых звонков и освободиться от «кредитов».

«Во-первых, человек может прийти в банк и попытаться выяснить ситуацию: узнать, действительно ли на его имя брали кредит. Если с ним отказываются общаться и предоставлять информацию, нужно обращаться в Центральный банк с просьбой дать информацию из бюро кредитных историй (БКИ), где хранятся данные обо всех ваших займах. Получить такую информацию каждый может бесплатно один раз в год (с 2020 года этим правом можно будет воспользоваться дважды в год)», – рассказывает Михаил Теплоухов.    
   

Запросить данные можно через Единый портал государ­ственных и муниципальных услуг на сайте www.gosuslugi.ru в разделе «Налоги и финансы», подразделе «Сведения о бюро кредитных историй». Для оформления запроса нужны паспортные данные и номер СНИЛС. После вашего обращения Банк России пришлёт в ваш «личный кабинет» информацию о БКИ, в котором хранится история (название, адрес и номер телефона). Получить саму информацию можно будет онлайн или по указанному адресу, предъявив паспорт.

Если в своей истории вы не увидите вменяемого вам кредита, можно выдохнуть. Однако всё же стоит сообщить в полицию, что ваши паспортные данные есть у посторонних. Если же займ там указан, это значит, что его оформили за вас. Откуда у мошенников могут оказаться ваши данные? Практика показывает, что базы клиентов зачастую продают злоумышленникам недобросовестные сотрудники банков – так называемые инсайдеры. В таком случае тоже следует обратиться в правоохранительные органы. Там вам подскажут, как действовать дальше.

Конечно, возникает вопрос: почему же кредитные организации так плохо следят за сотрудниками? Эксперты Центро­банка уверяют, что система безопасности в финансовых организациях надёжна, но не может предусмотреть всего. Несмотря на закон о банков­ской тайне, некоторые сотрудники его нарушают: ухитряются добыть персональную информацию и передать мошенникам.

«Надо трепетно относиться к своим персональным и паспортным данным. Случается, что даже в микрофинансовых организациях берут кредиты на чужое имя. Мошенникам проще получить займ в МФО, так как сегодня это можно сделать через Интернет, отправив скан паспорта. А чья это копия документов (реального заёмщика или другого человека) – разбираться в микрофинансовой организации не будут. МВД планирует выйти с предложением запретить на законодательном уровне такой способ займов. Но пока законопроект только в планах», – рассказывает Михаил Теплоухов.

Лжесотрудник на проводе

Мошенники сегодня дей­ствуют самыми оригинальными способами. Некоторые случаи доходят до абсурда. К примеру, один лжебанкир отправил пермячку на такси в банк ради наживы в 156 тысяч рублей.

Девушке позвонила якобы сотрудница банка. Она заявила, что ей надо подтвердить безналичный перевод на сумму 7 тысяч рублей. Пермячка ответила, что не совершала такой операции. Тогда лжесотрудница назвала паспортные данные девушки и попросила её продиктовать реквизиты карты, а затем поступивший на телефон пермячки код – для отмены перевода. После позвонил другой лжебанкир. Он подтвердил отмену операции и заявил, что теперь нужно обналичить все деньги и положить их в другой банк (якобы более надёжный) во избежание мошеннических атак. Он даже вызвал пермячке такси. Она доехала до банка и сняла 156 тыс. руб. После этого тот же водитель отвёз её в названный мошенником банк, где она положила всю сумму на указанный счёт. А затем отправила мошеннику фотографию чека о зачислении средств. Потом пермячке пришло «успокоительное» СМС: «Ваши деньги в безопасности». О том, что она стала жертвой мошенников, девушка осознала только спустя несколько часов. Она обратилась в полицию, но поймать телефонных мошенников крайне сложно.

Похожая ситуация – когда звонят якобы сотрудники банка и сообщают о том, что с вашей карты хотят произвести незаконную операцию. Просят назвать реквизиты, CVV/CVC код карты, который находится с обратной стороны… Мотивация проста: обезопасить ваши деньги. На самом же деле вас лишают средств с вашей же помощью.

Как же отличить реальных банкиров от лживых? Сбросьте входящий звонок. Найдите на своей банковской карте номер телефона, указанный для звонков клиентов, и наберите его. Объясните ситуацию и попросите дать реальную картину: либо с вашей карты действительно хотят сделать незаконную операцию, либо вам только что звонили мошенники.

Обратите внимание: у злоумышленников есть техническая возможность подделать любой официальный номер. К примеру, на экране может высветиться реальный телефон отделения вашего банка. Но это лишь видимость.

Ещё один распространённый метод мошенников – представиться полицейскими. Как рассказала другая пермячка, ей позвонил псевдосотрудник правоохранительных органов. Он сказал, что в отношении организации, где она недавно покупала биологически активные добавки, возбудили уголовное дело. Женщине якобы полагается материальная компенсация. Но перед тем как её получить, надо отправить по почте в суд заявление со всеми персональными данными и заплатить налоговый сбор. Поверившая пермячка выполнила указания. Конечно же, компенсацию она так и не получила. А вот свои деньги потеряла.

Если вам звонят с аналогичным предложением, задайте себе несколько элементарных вопросов. Почему вам полагается компенсация, если вы получили товар, который был в порядке? Почему вам обещают баснословные суммы? Почему вы сначала должны отдать свои деньги, чтобы получить якобы полагающуюся компенсацию? И знайте: если кто-то просит вас перевести деньги на кон­кретный расчётный счёт, поступает незаконно.

Будьте осторожны в Сети

Мошенники умудряются одурачить даже тех, кто продаёт свои вещи на специальных сайтах. К примеру, вы разместили в Интернете объявление о продаже старого телевизора. Злоумышленники звонят и говорят, что готовы купить технику. Сейчас подъехать не могут, но хотят заплатить. Они просят продиктовать реквизиты вашей карты, чтобы перевести деньги. Ни в коем случае не верьте и не называйте данные.

Также в последнее время участились случаи мошенничества в социальных сетях. Схема простая – аккаунт пользователя взламывают и от его имени рассылают друзьям сообщения с просьбой перечислить деньги. Причём причины называют разные – семейные проблемы, нехватка денег, заболела мама. Или же просят помочь друзьям или родственникам, оказавшимся в сложной ситуации. В сообщениях называют номер карты или счёта, куда просят перевести средства.

Злоумышленники пользуются тем, что большинство пользователей социальных сетей не перепроверяют информацию, которая приходит от их друзей. Как показывает статистика, чаще всего жертвами такого мошенничества становятся работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет.