Отсрочка для «молочки». Как в Перми отстояли молочные кухни

За неделю активисты собрали 6,5 тыс. подписей против закрытия молочных кухонь. © / Владимир Анин / АиФ

За это время планируется выработать оптимальный вариант обеспечения детей питанием.

   
   

Антикефирная стратегия

Тема закрытия молочных кухонь, возникшая три недели назад, возмутила молодых родителей, и они начали действовать. За неделю собрали 6,5 тыс. подписей против закрытия «молочек».

Но что все-таки явилось причиной подписания злополучного приказа об изменении порядка в обеспечении детей первых трех лет жизни молоком и молочными продуктами? Вот что рассказала во время встречи с родителями-активистами Людмила Чудинова, зам. министра здравоохранения Пермского края:

«Дело в том, что со следующего года вступают в силу новые требования Таможенного союза европейских стран по технологии приготовления молока и молочных продуктов. И мы обязаны их исполнять. Кроме того, существует Национальная стратегия питания детей, одобренная Союзом педиатров. Она также предполагает иной порядок обеспечения детей молочными продуктами, нежели сейчас. Исходя из этого, приказом краевого Минздрава определили новый порядок. Он предполагал, что детей от рождения до 8 месяцев, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, будут обеспечивать сухими адаптированными смесями. А детям с 8 месяцев и до 3 лет оставляли цельное коровье молоко, исключив кефир и творог. Их предполагалось заменить сухими молочными кашами как наиболее сбалансированным продуктом. Мы руководствовались тем, что Национальная стратегия питания детей рекомендует в качестве прикорма зерновые каши, овощные пюре и цельное коровье молоко. Но, учитывая большое количество обращений, приказ, изменяющий порядок обеспечения детей питанием, отменили. После 2016 г. кефир и творог останутся, но их будут изготавливать по другим технологиям: в пакетированном виде, а не в бутылочках, как сегодня».

Кстати
В 2012 г. в крае уже пытались изменить порядок обеспечения детей питанием с молочных кухонь. Детям от 0 до 7 мес. планировали выдавать молочные смеси. От 8 до 11 мес. – молоко, кефир, творог. От 1 до 2 лет – питание лишь детям в малообеспеченных семьях. Отстоять прежний порядок помогло вмешательство общественности.

Людмила Чудинова сообщила также, что к пермским молочным кухням со стороны Роспотребнадзора были неоднократные претензии. Во время плановых проверок выявляли нарушения. К примеру, несоответствующее санитарно-техническое состояние помещений молочных цехов. Родители иногда жаловались на качество продукции, на то, что находили в ней инородные предметы. Но большинство мамочек все-таки признают, что продукция качественная, дети с удовольствием ее едят. А вот сухие молочные смеси зачастую вызывают у детей аллергические реакции, рвоту и боли в животе.

Счастливое исключение

«Нежелание привести молочные кухни в порядок скрывают за абсолютно беспочвенными мифами о вреде кефира и творога для детей, – возмущается Людмила Елтышева, многодетная мама. – С чего вдруг полезным стал сухой паек в виде пакетированных каш? Мы за продукцию молочных кухонь! Взять, к примеру, продукт «Наринэ». Он менее кислый, чем кефир, но также очень полезен для детей. Этот месяц я кормила ребенка магазинным детским творожком, потому что далеко добираться до молочной кухни – нужны дополнительные раздаточные пункты. Так вот, магазинный творожок значительно отличается по качеству от того, что делают на «молочке». Почему за неделю нам удалось собрать столь огромное количество подписей? Потому что это касается вообще всех и каждого: это здоровье нации. И первостепенная задача государства – здоровые дети!»

   
   
Фото: АиФ

Кстати, ни в одном из регионов России уже не осталось молочных кухонь. Где-то ввели монетизацию: на социальную карту переводят деньги, и родители выбирают то, что им нужно. Где-то «молочка» осталась лишь в качестве меры социальной поддержки. Пермь, где есть молочные кухни, – пока что счастливое исключение. Но долго ли так будет?

«Уже на протяжении многих лет весь наш край, за исключением Перми, обеспечивается только адаптированными сухими смесями и кашами, – объясняет Елена Черкасова, нач. отдела по организации медицинской помощи детскому населению и родовспоможению краевого Минздрава. – На сегодня эта ситуация абсолютно стандартна для большинства российских регионов. Сейчас и мы идем цивилизованным путем. Ведь доказано на всех уровнях, – от врача-педиатра до специалистов федеральных исследовательских центров – что именно сухие смеси являются правильным питанием для наших малышей. Ни молоко, ни кефир, ни творог не содержат всех необходимых веществ».

Нельзя терять бдительность!

Сегодня, когда удалось отстоять, пусть пока на год, молочные кухни, стало ясно, что пермская общественность очень сильна, с ее мнением считаются. Вынуждены считаться. Если б люди промолчали, «молочки» закрыли бы так же, как и в других местах. А вот что пришло бы им на смену – вопрос. Теперь необходимо в диалоге с участием родителей, специалистов, медиков, экспертов, диетологов, представителей власти выработать оптимальное, единственно правильное решение в организации детского питания.

Комментарии

Алексей Мазуров, председатель Пермского регионального отделения Родительского всероссийского сопротивления (РВС):

«Я призываю родительскую общественность быть бдительной, чтобы и в будущем работа молочных кухонь продолжалась.

Мы прекрасно понимаем, что лоббисты закрытия кухонь и перевода на покупные молочные смеси будут продолжать склонять чиновников в пользу своей продукции, даже в ущерб здоровью детей. Ольга Ковтун, министр здравоохранения Пермского края, заявила в СМИ, что молочные кухни просуществуют только до 2017 г. Однако мы считаем, что этот вопрос должно решать консолидированное родительское и экспертное сообщество. Предлагаем незамедлительно приступить к формированию площадок для обсуждения вопросов детского питания с привлечением самого широкого круга заинтересованных участников. Надо учесть опыт модернизации молочных кухонь других городов России, расширения ассортимента продукции в виде биомороженого, диетического питания для детей и взрослых, страдающих гастроэнтерологическими заболеваниями, мясной продукции для детей. Это может быть платной услугой, так как спрос на нее большой. Мы также обеспокоены тем, что дети всех населенных пунктов края, кроме Перми, лишены молочных кухонь. Мы за то, чтобы они вернулись в города и села региона.

В связи с тем, что представители власти услышали мнение родительской общественности и пошли с ней на конструктивный диалог, Пермское отделение РВС отозвало заявку, поданную на митинг. Он должен был состояться 7 ноября».

Сергей Клепцин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

«На организацию детского питания мы выделяем из бюджета 330 млн руб. И социальная поддержка не может быть сокращена. Если возникнет необходимость, депутатский корпус рассмотрит изменения в бюджет. Это первое. Второе: может быть, я вызову огонь на себя, но все-таки, как врач-педиатр со стажем, скажу: человеческое дитя должно есть человеческую еду, а не коровью. Это значит, что его нужно вскармливать грудным молоком как минимум до года – нет еды полезнее для ребенка. Я видел, как отличаются по развитию дети, находившиеся на естественном и на искусственном вскармливании. Это большая разница. Но если ребенок-искусственник, смеси должен индивидуально подбирать педиатр. Сегодня в правительстве Пермского края готовится «Социальная карта»: с ее помощью родители смогут получать в том числе и питание для ребенка».

Ольга Митрофанова, молодая мама:

«Некоторые сухие смеси, каши вызывают у многих детей аллергию. И это известный факт. У родителей должно быть право выбора. Моя дочь, к примеру, может пополнять запас кальция лишь за счет кисломолочной продукции – творога и кефира. Поэтому детей-аллергиков в обязательном порядке нужно обеспечивать продукцией с молочных кухонь. И нельзя забывать о многодетных матерях, которые не смогут кормить своих детей кисломолочной продукцией, если отправить их в свободное плавание. Это дорого. К тому же сроки годности соблюдают не во всех торговых сетях, поэтому риск заболеть и отравиться тоже есть».

Василий Звездин, педиатр, к. м. н.:

«Кефир и творог, которыми обеспечивают пермских детей молочные кухни, используют в качестве блюд прикорма, ни в коей мере не заменяя грудного молока.

Выбор смесей – процесс индивидуальный. Закупка по тендеру не приведет ни к чему хорошему. Качественные адаптивные смеси необходимы в случае проблем с лактацией, но это не блюдо прикорма. От данной инициативы пострадают дети старше шести месяцев. А для нашего региона нарушение обеспечения малышей качественными кисломолочными продуктами создает угрозу развития рахита, который в 90-е гг. оставил очень серьезный отпечаток.

В дискуссиях по данной инициативе нельзя путать мягкое и теплое. Споры о смесях и грудном молоке здесь неуместны. Здесь вопрос в том, что пермских детей могут лишить качественных кисломолочных продуктов прикорма. В этом случае цепочка для нашего региона, подробно описанная и доказанная многолетними исследованиями ведущих пермских педиатров Ирины Корюкиной, Натальи Аверьяновой и Алевтины Акатовой (все они профессора и доктора медицинских наук), такова: дисбактериоз + иммунодефицит со склонностью к аллергизации -> атопический дерматит в 1-2 года -> с 3 лет – бронхо-обструкции и стенозы на фоне каждой ОРВИ -> бронхиальная астма в 5 лет!

Восстановление работы «молочек» в соответствии с СанПиН и предписаниями Роспотребнадзора – ключевой этап обеспечения профилактических мер. Это на несколько порядков ниже стоимости программ по реабилитации и затрат на лечение детей с бронхиальной астмой».

Смотрите также: