Потешные игры. Как воспитывали патриотические качества у детей в Прикамье

из личного архива Аркадия Константинова / Из личного архива

   
   

Более 100 лет назад в России, «с высочайшего соизволения» проводили детские военизированные игры «потешных войск» (подобных тем, с которыми подростком играл Пётр I). По учебным заведениям рассылали соответствующие наставления, назначали кураторов из числа офицеров близлежащих частей.

Где проходили?

В Прикамье «потешные игры» проходили в леске за «Красными казармами» и на берегу Камы. А в юбилей Отечественной войны 1812 г. сводный отряд даже выезжал для участия в манёврах на Бородинское поле. Среди наиболее деятельных специалистов по начальной военно-спортивной подготовке начала ХХ в. - Ян Высоцкий, преподаватель Суксунского училища (впоследствии он возглавит местное белоповстанческое движение. - Авт.).

Следующий этап военнопатриотического движения - игры скаутов. Отряды существовали и в Перми и состояли преимущественно из гимназистов. Например, из архивного документа следует: «Причастной гимназии Циммермансуществовал скаутский  тряд, созданный Александром Кюнтцелем. В нём было 20 подростков 13-14 лет. Они совершали походы за город и маршировали по ул. Сибирской под барабанный бой».Не могли обойтись без организованных массовых военных игр мальчишки и девчонки, росшие в 20-30-е гг. Во-первых, пионерская организация многое взяла от скаутинга. Во-вторых, свежа была овеянная романтикой память о Гражданской войне. В-третьих, готовились к новой. В Прикамье, кстати, большим энтузиастом проведения военных игр считался Степан Окулов, окружной военком. Сценарии игр – деление на «зелёных» и «синих», срывание повязок, захват вражеского знамени, приготовление пищи в походных условиях, парад - дополнили новыми элементами. К примеру, атакой в противогазах, гранатометанием и др.

Богат на военно-игровые мероприятия период Великой Отечественной войны. Всё это входило в программы обязательного всеобщего военного обучения. Их организовывали даже для самых маленьких - по гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу».

Помните: «Только бы нам ночь простоять да день продержаться»? Елизавета Болтачева, в прошлом - инструктор Оханского райвоенкомата, вспоминала: «Нам всегда напоминали о бдительности, умении защищать Родину, быть готовыми выполнить любое задание. Помню, как зимой 1942-1943 гг. проходила игра «Защита города». Её участники – молодёжь Оханска, курсанты школы ВВС, студенты педучилища - санбатальон, которым пришлось руководить мне. Ох и досталось нашим девчонкам! Нужно было оказывать квалифицированную медицинскую помощь, выносить по глубокому снегу с «поля боя» «раненых бойцов» - всё это под стрельбу холостыми патронами и бутафорские взрывы. Справились! Для школьников провели игру «Задержи шпиона».

Кто захватит знамя?

В послевоенные годы игры стали менее масштабны. Но и тогда «воевали» члены отрядов «Юных друзей пограничников» и подобных им формирований.

   
   

Пример импровизации и энтузиазма - деятельность Зои Кротовой, учительницы Мысовской сельской школы Краснокамского р-на.

«К 23 февраля 1964 г. каждый класс выбрал свой род войск: лётчики, моряки, пехотинцы, ракетчики, артиллеристы и даже партизаны. У каждого класса - соответствующая форма; её позаимствовали у вернувшихся из армии родственников, - рассказывает Зоя Кротова. - Уроки проходили как армейские занятия: «Рядовой Зырянов! К доске!» «Есть!» - и, чеканя шаг, ученик идёт решать уравнения или отвечать у карты мира. После уроков провели традиционный смотрстроя и песни. А завершили день военной игрой на одном из холмов, окружающих наши Мысы. Надо было пройти по снегу все полосы препятствий - минное поле, полосу заграждений, вступить в рукопашную схватку (обрывали бумажные
погоны) и др. Тот, кто первым ворвался в крепость и захватил знамя, - победитель».

Как родилась «Зарница»?

К идее игр во всесоюзном масштабе вернулись на рубеже 50-60-х гг. К тому времени военную службу сократили с трёх до двух лет, а в средних учебных заведениях ввели начальную военную подготовку. Нужно было закреплять получаемые знания и навыки, делать более целенаправнным и конкретным военно-патриотическое воспитание. Так появилась «Зарница», в которой участвовали ученики 4-7-х классов.

Те, кто постарше, играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Отсюда усложнение условий: от встречных атак со срыванием погон до почти настоящих манёвров с привлечением войсковых инструкторов, бронетехники, стрелкового оружия, пиротехники. Среди наших земляков долгое время лучшими «орлятами» по праву считались курсанты Пермского речного училища.

Смотрите также: