Тайна старого чемодана. Как молодёжь увлечь историей Пермского края?

Рядом с музеем игрушки есть игровая зона "Штаб Тимура". © / Владимир Сыпачев / АиФ

Самовар и голоса лесных зверей

Юлия Прокопович, «АиФ-Прикамье»: – Людмила Равильевна, в прошлом году выставка-форум музеев Пермского края была посвящена 125-летию Пермского краеведческого музея. Вы получили диплом, представив лучшую электронную презентацию музейной коллекции. А возможно ли существование музея без коллекции?

   
   

Досье
Людмила Попова. Родилась 26 октября 1965 г. в Кизеле. Окончила филфак Пермского пединститута. С 1998 г. – научный сотрудник Краснокамского краеведческого музея, с 2007 г. – его директор. На протяжении последних лет – инициатор и автор проектов по сохранению исторических мест Краснокамска. Замужем, есть внук.

Людмила Попова: – Сегодня многие музеи начинают заигрывать с посетителями, доводя свою работу до некоего примитивизма, в то время как основная его миссия – это сбор, сохранение и приумножение коллекций. В Прикамье есть прекрасное историческое и культурное наследие, и речь идёт о том, чтобы всё это не лежало мёртвым грузом. Нужно объединить музейное пространство под общую идею. Примеры есть: это и суксунский самовар, и пермский звериный стиль и др.

– Как в наше непростое время заинтересовать людей, чтобы они с удовольствием ходили в галереи, на выставки?

Л. П.: – В музее у человека должны возникнуть точки соприкосновения с темой экспозиции в целом или хотя бы с отдельными экспонатами – даже из его личной судьбы. Ему должно быть там интересно. Но как это осуществить? Надо провести некую параллель – сделать это через истории простых людей. Создать своеобразную мозаику, в которую сложить историю края, города.

У музея сегодня конкурентов много, но к нам приходят не за знаниями как таковыми, – их всегда можно почерпнуть из литературы, Интернета – а за эмоциями, впечатлениями. Мне кажется, сейчас не так много мест, где можно отдохнуть душой.

Недавно одна знакомая из Франции приезжала в Краснокамск с маленьким сынишкой. Посетив музей, была приятно удивлена, что здесь можно всё потрогать, пощупать, услышать голоса зверей и птиц, разгадать ребусы в зале с мамонтом, порисовать с ребёнком на песке. Сказала, что не во всех парижских музеях с подобной спецификой такая домашняя атмосфера. Но есть люди, которые по старинке считают, что в музее руками ничего трогать нельзя.

   
   

В деятельности музея заложены две, казалось бы, противоположные вещи – сохранить и показать. Но ведь мы живём в XXI в., всё течёт и изменяется, музей сегодня может и должен быть максимально открытым и мобильным.

Назад в будущее

– Как привить подрастающему поколению интерес к тому, что тебя окружает, к родным местам, природе? Возможно ли создание единого культурного пространства на территории региона? Ведь это привлекало бы к нам больше туристов.

Л. П.: – Такой опыт уже есть: в Кунгуре, Очёре, Чусовом, Губахе, Соликамске и Чердыни жители и гости с удовольствием посещают природные ансамбли, памятники архитектуры, истории и культуры, старинные храмы. Вообще у каждого музея есть сверхзадача – выявить такое место, которым могут гордиться жители. Уже не первый год наш коллектив пытается сохранить исторический центр города – Технический посёлок. Это место было сердцем Краснокамска. Здесь среди вековых сосен вместо уродливых многоэтажек уютно располагались двухэтажные коттеджи, в которых жили семьи руководителей бумкомбината, инженеров, техников, врачей и учителей – так называемая интеллигенция. Рядом была прекрасная площадь со зданием театра, которое, к сожалению, потом сгорело. Начиная с детсада мы рассказываем малышам об их предках – первостроителях города, проводим для ребят квест-игры. И они начинают идентифицировать себя с этим местом, учатся «читать город».

Откуда деревянная лошадь?

– Как вы сотрудничаете с другими музеями?

Л. П.: – Взаимодействие происходит в основном за счёт передвижных выставок. У нас есть выставка деревянной игрушки. Она гостила в Перми, Лысьве, Кудымкаре и других городах. Мы всегда готовы обмениваться идеями друг с другом, какими-то наработками. Ещё важно найти там, где ты живёшь, настоящих соратников, единомышленников. Таких партнёров, как, например, наша фабрика игрушки, с которыми получится замечательное сотрудничество.

– Как удаётся пополнять музейную коллекцию?

Л. П.: – Часто местные жители приносят экспонаты. Так было, когда мы готовили выставку, посвящённую Олимпийским играм, открывали Музей игрушки и «Коммунальную квартиру». Однажды пришли с сотрудниками на работу, а на крыльце музея – деревянная лошадь. Кто-то подарил, но остался инкогнито. Ездим, конечно, в экспедиции по всему краю, собираем образцы пермского периода, по деревням – домашнюю утварь, фотографии, находим то, что представляет для музея ценность. Была одна трогательная история в д. Скобелевка Хохловского района. Мы искали экспонаты для создающейся «Коммуналки», пришли в один дом. Хозяева нам говорят: «Нет ничего интересного». Мы им: «Пустите в подвал, на чердак». Они вновь: «Ничего стоящего там не найдёте». Но пустили. В подвале мы действительно ничего не нашли. А вот на чердаке обнаружили старый пыльный чемодан – про него и знать не знали хозяева. Открыли его, а там письма с фронта. Им отец писал, а они в войну детьми были. Читали вместе весь вечер – сколько слёз было!

Смотрите также: