Второе дыхание кризиса. Осень эксперты называют проверкой на прочность

Причины: закредитованность населения, рост реальной безработицы, падение уровня потребления (розничные продажи падают уже сейчас) и рост просрочки по зарплате (Пермьстат фиксирует этот тренд с начала года. – Авт.).

   
   

Жили не по средствам

Большинство россиян сейчас экономят на одежде (56%), развлечениях вне дома (54%) и на продуктах (46%) – таковы данные исследования, проведенного этим летом компанией Nielsen. К концу года этот тренд лишь усилится – считают пермские экономисты.

«Реальные доходы населения снижаются, а расходная часть бюджетов домохозяйств увеличивается. Рост тарифов на ЖКХ, цен в сфере услуг, увеличение стоимости продуктов питания и предметов среднесрочного пользования – это минимальный набор, траты на который обязательны. Без крыши над головой, еды, связи, предметов гигиены и одежды не обойтись. Оптимизировать этот набор расходов сложно», – констатирует Алексей Павлов, экономист.

Плюс, по разным оценкам, у 30-40% трудоспособного населения Пермского края уже есть сложности с обслуживанием долгов перед банками. Хотя проблемная закредитованность пермяков, по сравнению с жителями соседних регионов, не столь велика, но и она осенью может стать критичной. Не внушает оптимизма и ситуация с зарплатой в регионе. По официальным данным Пермьстата, в первом полугодии в регионе она снизилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего.

«Скоро, видимо, придется просить банк о реструктуризации кредита. Хоть и сумма обязательного ежемесячного платежа невелика – около 5 тыс. руб., но это больше четверти моих доходов. Сейчас стали задерживать зарплату, боюсь, просрочек не избежать», – сетует Илья Пьянков, сотрудник IT-компании.

В похожих условиях сегодня оказались многие пермяки. Объем проблемной дебиторки растет с каждым месяцем, делятся на условиях анонимности наши источники в пермских банках. Службы взыскания долгов завалены работой. Правда, эффект от труда банковских коллекторов минимален – людям действительно часто нечем гасить задолженность.

Коррекция рациона

Традиционное снижение цен на овощи в начале осени в этом году лишь отчасти выправит ситуацию на потребительском рынке края. Валютный курс и цены на топливо серьезно ударили по кошельку большинства жителей региона. Учреждения общественного питания Перми могут изменить ценники. Закупочная стоимость импортных продуктов выросла вместе с курсом доллара и евро. По прогнозам, до конца года стоимость блюд в кафе и ресторанах может увеличиться на 20%.

   
   

Справка
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, индекс социального самочувствия россиян падает. За год на 13% снизилось число граждан, которых устраивают условия их жизни. Позитивно оценивающих материальное положение собственных семей тоже стало меньше – на 9%. При этом 70% опрошенных считают уровень инфляции в стране очень высоким. У 27% респондентов кто-либо из близких, по результатам августовского опроса, потерял работу.

«Ситуация такова, что владельцы кафе или цены будут повышать, или терпеть убытки», – прогнозирует Илья Баршевский, президент Ассоциации пермских рестораторов.

На стоимость блюд влияют и высокая арендная плата, и транспортно-заготовительные расходы, и сокращение клиентской базы. По данным Пермьстата, за первое полугодие 2015 г. оборот пермских кафе и ресторанов упал на 17,6%.

Не лучше ситуация и в сфере ретейла. Пермяки пересматривают свою потребительскую корзину: отказываются от кондитерских изделий и десертов, фруктов и кисломолочной продукции, рыбных и мясных деликатесов. В структуре потребления преобладает мясо птицы, макаронные изделия, крупы и овощи. Это тоже последствия падения национальной валюты.

«Снова поползли вверх цены на некоторые базовые товары: на сахар, свинину. Фрукты в массе мы получаем из ближнего и дальнего зарубежья, так же, как чай, кофе и т. д. Все эти товары привязаны к курсу валюты. Чисто российских товаров практически в глобальном мире быть не может. Семенной и племенной фонд, витаминные добавки, техника и прочее – везде есть доля импорта», – говорит Елена Гилязова, руководитель одной из пермских розничных сетей.

В итоге прогнозируется повышение цен на мясные и рыбные полуфабрикаты, колбасу, линейку скоропортящихся товаров. Также прибавят в стоимости косметика и бытовая химия. Складские запасы в этом сегменте истощаются, а новую продукцию товаропроизводители отпускают по повышенным ценам, чутко реагирующим на колебания рубля по отношению к доллару и евро.

За август уровень повышения стоимости ключевых мировых валют по отношению к отечественной достиг 15%. Тренд на ослабление рубля сохраняется. По свежим прогнозам Минэкономразвития, инфляция начнет снижаться в годовом выражении уже с сентября и по итогам 2015 г. может выйти на уровень 11,9%.

Выход не очевиден

Больше зарабатывать и меньше тратить – единодушный тезис пермских экономистов на среднесрочную перспективу. В предстоящие два-три года кардинальных изменений в экономической ситуации ждать не стоит. Хотя и резкого падения уровня жизни эксперты не предрекают – страна входит в орбиту предвыборного цикла.

Фото: АиФ

В сентябре будущего года выборы депутатов Госдумы, в 2018 г. предстоит избирать Президента России. Если макроэкономическая картина не изменится, социальные последствия нынешних проблем будут малопрогнозируемыми – таково единодушное мнение экспертного сообщества.

Комментарии

Егор Чурин, генеральный директор ООО «Инвест-аудит»:

«Экономика и мир сейчас находятся в той фазе, когда цикличность кризисов стала очень частой. Можно сказать, что кризис – постоянная составляющая. И практически не прекращается, а переходит из одного в другой. Акцент каждого из них различен – финансовый, сырьевой, кризис недвижимости…

Безусловно, существуют точки роста и отрасли, растущие во время кризиса. Но в целом говорить о его завершении не стоит. Пермский край интегрирован в экономику страны в целом и в мировую экономику, поэтому любая проблема России (бюджетная, банковская, финансовая, страховая и т. д.), конечно, коснется и нас. Сейчас важно сократить свои расходы, очень внимательно относиться к финансам и своей личной кредитной политике. В любой кризис человеку нужно вкладывать в себя – в свое образование и здоровье».

Андрей Кабацков, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ-Пермь:

«Кризис не завершился, он перешел в менее резкую фазу. Малые фирмы из сферы услуг, работающие напрямую с потребителем, испытывают серьезные проблемы. Спрос сильно сократился. Горожане сокращают семейные бюджеты, оставляя там только самое необходимое. Под ударом сейчас находятся социальные группы, получившие максимальный эффект от экономического роста 2000-х. Их условно можно обозначить так: офисное сообщество и городские предприниматели, работающие в сфере услуг. Постепенное ухудшение ситуации может быть малозаметным и восприниматься как стабилизация. Индикаторы ухудшения: рынок недвижимости (стагнация и спад), рынок труда (предложение слабее спроса). Сейчас стоит сократить использование кредитов. Отказаться от новых на год-два. Ограничить расходы. Изменения носят макроэкономический характер. На уровне домохозяйства к ним придется адаптироваться постепенно. Ситуация напоминает 1999-2002 гг., только увеличения цен на нефть будет недостаточно для решения социально-экономических задач и новой волны экономического роста».

Сергей Чернов, управляющий директор ИГ «Свободный капитал»:

«Все основные возмущающие факторы (санкции, повышение процентных ставок, девальвация рубля) уже налицо. IV квартал может принести негативные плоды: увеличение девальвации рубля. Но вернулась ли экономика в равновесное состояние после всех возмущающих факторов? Нет. Для доказательства не стоит уходить в глубокий анализ. Сравним официальные данные ЦБ РФ за 6 месяцев 2014/2015 гг. по объемам кредитования экономики, включая ипотечные кредиты, объемам просроченной задолженности. Они показывают, что в 2015 г. продолжается сокращение кредитования и рост просроченной задолженности. Основные отрасли, которые сейчас страдают от кризиса, – это обрабатывающая промышленность и строительство. Пермский край серьезно представлен предприятиями этих отраслей».

Михаил Задорнов, кандидат экономических наук:

«Бюджеты регионов сейчас активно пользуются кредитным ресурсом. На протяжении последних трех лет образовался разрыв между их обязательствами и доходными источниками. Совокупный долг российских регионов в прошлом году превысил 1,3 трлн руб. При этом доходы выросли примерно на 14%, а расходы – на 4-5. В этом году ситуация более сложная. Прежде всего потому, что таких доходов в 2015 г. не будет. А обязательства растут. Пермь, впрочем, находится в числе лучших регионов по соотношению собственных доходов в силу структуры экономики, диверсификации, наличия крупных предприятий разных отраслей, прочной налоговой базы. Поэтому у Пермского края в соотношении с доходами и небольшой долг по сравнению с другими субъектами Федерации».

Смотрите также: