А этому не дадим?
Вопрос о том, как помочь территориям, в первую очередь упирается в финансирование. Распределение средств между муниципалитетами депутаты Заксобрания обсудили на выездном консультативном совете, который прошёл в Губахе в прошлый четверг.
Парламентарии разобрали механизмы и принципы выравнивания бюджетной обеспеченности в Прикамье. Главная проблема, которая существует в крае, – это процесс распределения средств. По существующему порядку каждая территория получает разные суммы. Выделение средств уже давно кажется непрозрачным. Конечная дотация, которая придёт в территорию, зависит от разных коэффициентов. Как правило, наибольшие средства уходят в бюджеты крупных городов, например, Перми, Березников. А отдалённые территории оказываются в проигрыше.
В распределении денег есть ещё один несправедливый момент. В 2013 г. некоторые территории края преобразовали из районов в городские округа. Это сделали для оптимизации расходов. Однако изменение привело к тому, что финансирование таких территорий уменьшилось. К примеру, Губаха, потеряв статус района, из-за изменения порядка налоговых отчислений через год недополучила более 40 млн руб. При этом количество поселений и жителей на территории осталось прежним.
Вопрос подняли на заседании консультативного совета.
«Какая существенная разница между Губахинским городским округом и Александровским районом? Объёмы дополнительных отчислений у этих муниципалитетов заметно различаются. Та же ситуация с Лысьвенским округом и Чусовским районом. При одинаковой численности населения разные объёмы налоговых отчислений в местные бюджеты. Таким образом, районам остаётся больше денег», – сказал Александр Борисов.
Однако депутаты считают, что ситуацию нельзя оставить без решения. Финансовая поддержка, которую получают муниципалитеты, должна в первую очередь стимулировать эффективную работу глав, дальнейшее развитие территорий.
«Предоставление субсидий – главный инструмент стимулирования. Однако система непрозрачна. Нужно разбираться с этим вопросом. В первую очередь – уменьшать количество коэффициентов. Не должно быть такого, что, по сути, одинаковые муниципальные образования получают суммы, которые отличаются в десятки раз, – считает Александр Борисов. – Особое внимание надо обратить на городские округа. Считаю, что к Губахе и Лысьве должно быть особое отношение, поскольку они не укладываются в общую модель. Не надо отмахиваться от этих перспективных территорий. Да, федеральный закон не позволяет решать проблему индивидуально. Однако на региональном уровне есть финансовые инструменты, которые помогут найти выход из ситуации. Только обратив внимание на развитие муниципалитетов, нам удастся выстроить нужную систему поддержки».
Решиться решить
В Прикамье некоторые районы, привыкшие получать дополнительные вливания, не стремятся к саморазвитию. В то время как у глав муниципалитетов должна быть мотивация активнее собирать налоги, поддерживать бизнес и искать новые пути развития.
Депутаты считают, что при выделении дотаций на муниципалитеты нужно накладывать определённые обязательства. А в идеале направлять субсидии, которые пойдут на конкретные цели.
Неэффективное распределение денег между территориями ярко видно на примере угасающих муниципалитетов. Главный бич Кизеловского района – разбросанность поселений и разветвлённая инфраструктура. Людей нужно переселять, делать территорию более компактной. Но самостоятельно муниципалитет с этим не справится. К примеру, в многоквартирных домах посёлка Рудничный сейчас живут всего 27 человек. В населённом пункте есть котельная, которая каждый год обходится местному бюджету в 5 млн руб. А на переселение людей надо 15 млн.
«Вопросы переселения и компактного проживания надо решать системно, раз и навсегда с учётом перспективы. Если муниципалитет получит деньги, можно переселить людей и за несколько лет вернуть средства за счёт сэкономленных на котельной миллионов. В бывших городах КУБа нужно принимать решения, которые в будущем оптимизируют расходы», – говорит Александр Борисов.
Луч надежды
Выводить из депрессии необходимо и инфраструктуру, и людей. Некоторые жители, потерявшие надежду на возрождение родного города, стали совсем пассивны. Чуть ли не единственной отдушиной для них остаются физическая культура и спорт.
Кизел дал Прикамью множество профессиональных спортсменов. По словам местных жителей, стадион в городе и дня не пустует ни зимой, ни летом. Но добиться капитального ремонта административного здания не удаётся на протяжении нескольких лет. С ним затянули настолько, что нет смысла латать стены: проще построить новый спорткомплекс. К тому же спортивный павильон, который уже 66 лет стоит в Кизеле, возводили как временный. В маленьком деревянном двухэтажном здании даже нет спортзала. Там ютятся раздевалки, тренерская и небольшой тренажёрный зал.
Мечта кизеловцев – новый физкультурно-оздоровительный комплекс. Даже несмотря на то, что за последние годы численность населения в городе сократилась, сомнений в том, что ФОК не будет простаивать, нет. Напротив, спорткомплекс стал бы первым важным кирпичом в фундаменте дальнейшего возрождения района.
Гремячинск и Кизел могут смело перенимать опыт развития у соседней Губахи. Там преображение началось после того, как вместо нескольких администраций – городской, районной, поселенческих – в территории оставили всего одну. Это сократило количество чиновников и помогло заметно уменьшить расходы. Сейчас из-за «двоевластия» в Кизеле даже приходится дублировать какие-то массовые мероприятия, так как по правилам их должны проводить и городская, и районная администрации. К слову, сегодня 22% средств, которые выделяют территориям Прикамья, идут как раз на содержание органов власти.
«У муниципалитетов всегда есть возможности, просто надо их видеть. Сегодня многие проблемы в районе упираются в то, что между двумя администрациями нет взаимопонимания», – говорит Александр Борисов.
Деньги можно будет пустить на благоустройство улиц и дворов, ремонт городских дорог, строительство парков и скверов. Тогда, сохранив опыт славного шахтёрского прошлого, в города КУБа удастся вдохнуть новую жизнь.