Прошло два года со дня страшной трагедии в Пермском университете. Вуз постепенно залечивает раны, выпускает очередных магистров и бакалавров, подстраивается под кадровые перестановки и учится понимать новое поколение студентов.
О том, как первому на Урале удалось пережить трагедию, найти общий язык с первокурсниками и продолжить строить будущее, наш разговор с доцентом кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета (ПГНИУ), зам. декана филологического факультета по внеучебной работе Иваном Печищевым.
Университет – место дружбы
Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: 20 сентября – годовщина трагедии в Пермском университете. Вы помните тот день? Часто возвращаетесь к нему в мыслях?
Иван Печищев: Я спешил на занятия, немного опаздывал. Когда поравнялся с восьмым корпусом, увидел, как студенты спасаются из окон, падают и разбегаются. Я начал спрашивать, что случилось. Какой-то парень сказал: «Там стреляют». Сначала не поверил: невозможно было такое представить. Хотел помочь упавшим, но к ним уже подбегали, поднимали. И решил идти ко второму корпусу – к своим студентам. Тогда услышал несколько громких хлопков – как позже оказалось, выстрелов. Люди бросились врассыпную. Пригнувшись, я побежал вдоль забора Ботанического сада, чтобы добраться до нужно мне корпуса. На территории кампуса был как раз тогда, когда нападавший шёл из восьмого корпуса в химический, стрелял в переходе, а затем – в упавших из окон на землю.
Когда добрался до второго корпуса, двери были уже заблокированы изнутри. Тогда поспешил к первому. Там тоже было закрыто, но меня впустил охранник. Оттуда по переходу дошёл до своих студентов. Это были второкурсники. Мы просидели полтора часа в аудитории, забаррикадировавшись. Я попросил всех связаться с родителями, а после попытался отвлечь ребят посторонними темами – насколько это было возможно. Потом мы услышали по радио, что можем выходить.
Момент, когда студенты спасались из окон, до сих пор прокручиваю в голове, особенно проходя мимо того места. Вспоминаю все эти события в подробностях, когда нужно рассказать первокурсникам о технике безопасности. В этом году обнаружил, что о трагедии знают уже не все. И, наверное, чем дальше мы будем отдаляться от этих событий, тем больше студентов не будут знать о стрельбе в университете.
– Как все возвращались к обычной жизни? Насколько было тяжело вновь зайти на территорию университета после трагедии?
– Мы долгое время были на дистанционном обучении. К нашему возвращению в университет всё, что было повреждено во время стрельбы, заменили (окна, двери и т.д.). Это правильно, потому что жить со следами трагедии тяжело. Они постоянно напоминали бы о случившемся.
Помогли психологи университета, которые высылали рекомендации преподавателям – как начать занятия, как говорить с ребятами. Меня как замдекана просили наблюдать за состоянием студентов, направлять их при необходимости к психологам.
Мне кажется, нас всех сплотило случившееся. Было много постов, в которых люди признавались в любви к ПГНИУ. Университет – это место дружбы, любви, работы… И благодаря этим сообщениям вытеснялись публикации о плохом, ПГНИУ переставал быть местом преступления. Так постепенно мы все вернулись к работе и учёбе.
Прежние лекала не работают
– Сегодня происходит много изменений в сфере образования. Какие вы заметили? Сохранился ли в университете дух свободы, которым он всегда славился?
– У всех первокурсников в вузах России появился предмет, который называется «Основы российской государственности». Его внесли во все учебные планы. Это одно из существенных изменений. Курс нестандартный, потому что включает нетипично много лекций и практик.
Думаю, дух свободы остался. Но иногда студенты сами накладывают какие-то ограничения, занимаются самоцензурой. Университет – творческая среда, где молодые люди могут себя проявить. Просто раньше не на все их проявления реагировали. Сейчас вариантов дозволенного стало меньше. Но за розовые волосы или пирсинг никто не будет выгонять с пар. И у нас есть студклуб, где ребята могут по-прежнему самовыражаться. Я спокойно к этому отношусь, ведь университет – как раз та площадка, где молодые люди могут пробовать себя.
– Сегодня делают большую ставку на современные технологии, цифровизацию, в МФЦ трудится робот… Чего ждать через пару лет, в том числе – в вузах?
– Мы уйдём в метавселенную. Виртуальные пространства станут местом встреч и проведения занятий. И это может стать хорошей образовательной площадкой, потому что появится возможность моделировать какие-то опыты, деловые игры и т.д. В технологическом процессе мы ищем всё подходящее для обучения, чтобы это было не просто развлечение, а полезный источник получения знаний и навыков.
Изменения происходят быстро. Прекрасно помню, как учился без интернета и даже без компьютера. Курсовую работу писал от руки! Сейчас студенты неотделимы от гаджетов и сети. И это надо учитывать. Преподаватели учились иначе, и нынешних студентов по прежним лекалам учить невозможно. Это одна из проблем поколений. Мы в университете стараемся минимизировать все эти разрывы: повышаем цифровую грамотность преподавателей, предлагаем студентам новые инструменты. Это помогает последним более эффективно использовать те же гаджеты, например.
– Часто мы слышим про молодёжь: «ох уж это поколение, вечно в телефонах, жизни не знают». Это заблуждение? Видите ли вы разницу между студентами разных лет?
– Разница есть, особенно если оглянуться на десятилетие назад. Но я не из тех, кто ворчит на молодёжь. Да, студенты меняются, это неизбежно. Но они просто другие, и мне не в чем их упрекнуть. Они иначе мыслят, за какой-то информацией лезут в интернет, им проще написать сообщение в чате, чем обратиться лично. Они так устроены, и я их не критикую. Социальная адаптация у них немного другая: большинство проблем они решают с помощью смартфона. И это изменение в коммуникации надо учитывать. Зато они гораздо активнее в цифровой среде. То есть коммуникация происходит, но в другом поле.
Ещё одна вещь, которую замечаю в нынешних студентах – гуманистичность. Они больше ценят человека, его потребности. Для них это значимо. У них развита эмпатия. И это вселяет надежду на то, что благодаря им в общество придёт новый гуманизм.
Одних взглядов
– Вы были одним из самых молодых преподавателей на кафедре журналистики. Вы ещё и выпускник кафедры, причём первого потока. То есть большая часть вашей жизни – это университет. Не было желания что-то поменять, уйти в другой вуз?
– Я начал вести первые занятия, когда учился на третьем курсе. К тому времени умел верстать газеты, обрабатывать фотографии. И мне предложили учить этому студентов. Так оно и пошло.
В другие вузы меня приглашают постоянно. Иногда зовут на серию лекций. Я ездил в Тамбов, Барнаул… Часто провожу тренинги в других городах. Но Пермский университет остаётся главным местом работы, потому что он прекрасен! Мне здесь всё нравится. Я благодарен, что родной вуз даёт мне возможность ездить на конференции, выступать на форумах, читать лекции в разных городах.
– Если говорить о воспитании детей: в вашей семье им можно пользоваться гаджетами?
– У старшего сына (ему 12 лет) кнопочный телефон и свой ноутбук. У младшего (9 лет) есть смартфон. У нас действует система правил. На всех гаджетах стоит родительский контроль, ограничение по времени (не более четырёх часов в день). После 21.00 всё выключается. Мне кажется, для неокрепших умов надо вводить правила. Это помогает направлять детей в другое русло. К примеру, у нас есть список направлений творчества, спорта и других вариантов досуга, чем они могут заняться, чтобы не сидеть в гаджетах. В приоритете всегда совместные игры, прогулки, спорт. Эти занятия могут быть безлимитными.
– У вас чудесная семья, вы преподаёте и при этом активно занимаетесь спортом, участвуете в марафонах. Как всё успеть?
– Надо стараться распределять сферы, чтобы в жизни было всего понемногу. Важно отдыхать от работы в какой-то момент. Бег помогает мне «сжигать» стресс. Конечно, всё равно невозможно всё успеть. Но я стараюсь выбирать то, что мне интересно и придаёт дополнительных сил.