Жители мегаполисов уже давно существуют в отрыве от природы. И вспоминают о том, что есть звери помимо кошек и собак, разве что, когда попадают в зоопарк. Но есть жизнь другая. Когда ты просыпаешься утром и не можешь выйти из домика, потому что дверь снаружи подпёрла мохнатая спина белого медведя. А в окне до горизонта суетятся моржи. О жизни на Чукотке perm.aif.ru рассказал учёный-биолог, писатель, фотограф и блогер Анатолий Кочнев.
«Женщина, которая не стесняется»
Ирина Вервильская, сайт perm.aif.ru: Вы родились в Иркутске. Как получилось, что оказались на Чукотке?
Во-первых, когда ты один, тебе не нужно ориентироваться на других людей, можно жить максимально эгоистично. Захотелось поесть – сел и поел. Работать можно в любое время суток. Никто тебя не ограничивает. Вторая вещь, которая мне понравилась, это то, что тундра – как женщина, которая ничего не стесняется. Она обнажилась в полном доверии к наблюдателю и открыта до горизонта.
Помню, в начале июня были брачные танцы канадских журавлей, я сидел несколько часов у крыльца дома и наблюдал за ними. Это было шикарно. Прежде я работал с геологами в тайге, где из-за деревьев почти ничего не видно.
– Как устроен ваш быт? Чем вы занимаетесь?
– Это зависит от времени года. Сейчас работаю дистанционно из дома, пишу статьи, участвую в видеоконференциях (хорошо, что провели широкополосный интернет). Это один период жизни. А второй – это работа в поле. Раньше я жил на острове Врангеля в селе Ушаковском – самом маленьком на Чукотке. Быт был деревенский: дом, печка…
В тундре я проводил по восемь месяцев в году. Потом я уехал в Анадырь. У меня появилась жена, позже – дочка (сейчас ей 12 лет). В Анадыре я устроился на работу в институт. В поле я нахожусь три–четыре месяца в году, изучаю белых медведей, моржей и других морских млекопитающих (у меня есть статьи о белухах, китах, тюленях).
Самый интересный период для меня – это осень. В это время моржи выходят на лежбище на побережье и доступны для наблюдения. До этого времени они на льдах в море (добраться до них можно лишь на пароходе или самолёте). А когда появляются моржи, тогда приходят и медведи, которые охотятся на ластоногих.
Вместо яранг – канадские домики
– Как сейчас живут коренные народы? Яранги, которые представляют себе при слове «чукча» 90% россиян, ещё можно увидеть?
– На Чукотке проживают четыре основных коренных народа (все они малочисленные). На побережье это чукчи и эскимосы. В глубине тундры живут эвены (или ламуты) и чуванцы, которые занимаются оленеводством, охотой и рыбалкой, с ними я мало пересекаюсь. В разных уголках Чукотки разная природа. Соответственно и люди живут по-разному. В городах, понятно, урбанистический пейзаж: асфальт, пятиэтажки – как в любом городе России. Тут живут и чукчи, и эскимосы, и ламуты, и эвены.
Единственное, те, кто переехал из деревень, страдают от того, что в городе нет такой же свободы действий, больших пространств, охоты. В сёлах асфальта нет, пониже домики. У оленеводов, которые кочуют со стадом, ещё сохранились яранги. Их устанавливают во время стоянок. В советские времена яранги пытались заменить на какие-то передвижные домики, но лучше ничего не придумали. А вот морские зверобои живут на побережье. Там вы сейчас яранг не увидите.
Только старики ставят их иногда на окраине посёлков (я за последние 10 лет видел яранги всего два раза). Там уже лет 10 стоят одноэтажные (в основном) канадские домики с печками. Центрального отопления нет. Домики эти не очень удобны для местного населения: в тонкие стены не забить гвоздь. А ведь нужно как-то сушить рыбу. Люди обзаводятся сараями, где выполняют все хозработы. В доме только спят и смотрят телевизор.
– Пользуются ли ещё собачьими упряжками?
– Они стали исчезать ещё в 80-х годах, когда появились снегоходы. Но потом в 90-х, когда был политический и экономический кризис в стране, здесь не стало ни горючего, ни запчастей, снегоходы встали. И вот тогда все ушедшие традиции вернулись.
В начале 2000-х гг. здесь было огромное количество ездовых собак. Охотиться на моржей некоторые жители выходили в море под парусом. В последнее десятилетие собачьи упряжки снова стали исчезать.
– Обряды и поверья тоже в прошлом?
– Я заинтересовался этой темой в свете некоторой проблемы, которая существует на Чукотке. У нас с 1956 г. запрещена охота на белого медведя, в том числе коренному населению. И 60 лет люди делали это скрыто. Я стал изучать местные обряды, обычаи, сказки, чтобы понять, как с белым медведем взаимодействует население, насколько для него важна эта охота. Я понял, что коренные народы относятся хорошо только к тем животным, которые помогают им прокормить семью.
Раньше, когда медведь приходил на стойбище, он становился почётным гостем. Считалось, что он сам приносит свои мясо и шкуру людям. Надо было убить его и устроить праздник. Его череп захоранивали, чтобы душа медведя вернулась без обиды на людей и снова обросла мясом и шкурой. Зверя добывали в период активной миграции животного. Пока продолжался праздник, других медведей трогать было нельзя. Что это, если не природоохранный обычай?
Я насчитал около 20 таких у местных жителей. Нужно не запрещать охоту, а разрешать, но контролировать. Сейчас отношение к медведю изменилось. Он опасен, а пользы от него нет. Из-за запрета на охоту разрушается система взаимоотношений со зверем коренного населения, для которого это лакомство.
– Отличаются коренные народы характером и отношением к жизни?
– Да. Отличительная черта в том, что в суровых арктических условиях люди не делают лишнего – только то, что необходимо в данный момент. Они экономят энергию, не суетятся. Иногда даже не прибираются в доме. Причём они могут очень быстро собраться, если нужно срочно что-то сделать. Ещё одна черта коренных народов – спокойное отношение к смерти. Они переживают, но практически не показывают эмоций. Люди живут в таких условиях, что смерть – это что-то обыденное.
Свой среди белых медведей
– Вы рассказывали журналистам, что на вас около 20 раз нападали медведи…
– Да. На острове Врангеля я жил в домике в 200 метрах от края лежбища моржей. В этой местности было полторы сотни белых медведей. Иногда с утра хочешь выйти на улицу, но не можешь открыть дверь, потому что снаружи медведь лёг и подпёр её. Со временем я понял особенности поведения этого животного, и проблема решилась.
– Почему белые медведи в отличие от бурых не впадают в спячку?
– Отличие бурых медведей от белых в том, что бурые в большей степени предпочитают растительную пищу, для них она очень важна. Зимой им не выжить – нечем питаться. Потому они залегают в спячку. А белые медведи практически не едят растительную пищу. В годы с постоянным присутствием льда большинство из них вообще не выходит на берег. При этом у белых медведей в берлогу на зиму залегают самки, готовые принести потомство. Там они рожают, кормят малышей молоком. Выходят только весной.
Белый медведь может вырыть себе в снегу берлогу и пролежать там 2-3 недели. Так бывает, когда нужно переждать плохую погоду. Вообще, бурый и белый медведи не сильно отличаются друг от друга. Они даже дают гибриды, которые способны к размножению. Такое потомство обычно выглядит иначе: шерсть светло-коричневая, а тело длиннее, чем у бурого медведя.
– Правда, что моржи очень пугливы и боятся шума?
– Вообще, рядом с любым животным лучше не шуметь, чтобы не пугать. Все звери не любят людей, их запах, движения. Что касается моржей – на разных лежбищах разное отношение к источнику беспокойства. В западной Арктике людям удаётся фотографироваться с моржами, и те никак не реагируют. Там лежбища маленькие, охота давно не ведётся. Самки с детёнышами почти не выходят на берег.
А у нас до сих пор коренные жители охотятся на моржей. Поэтому здесь более пугливый зверь, чем, к примеру, в Баренцевом или Карском морях. Увидев человека, моржи могут ринуться к воде, устроив давку. Так погибают сотни животных. Самая интересная особенность моржей в том, что в отличии от всех остальных ластоногих они кормят молоком потомство и воспитывают его до трёх лет.
– Правда ли, что у лежбищ моржей стоит ужасный запах?
– Одни люди спокойно воспринимают его, другим становится плохо. Я уже привык к нему.
– Откуда появилось выражение «хрен моржовый»?
– Оно связано с тем, что у моржей, как и у некоторых других животных (к примеру, медведей) в пенисе есть кость. Предназначение её не очень понятно. Она, видимо, помогает эрекции в воде. А у моржа эта кость бывает до метра длинной. Раньше чукчи делали из неё дубинки, которыми можно было убить человека. Когда кого-то называют «хрен моржовый» – имеют в виду, что он чем-то отличился. Выражение необязательно носит негативный оттенок.
– Для жителей материка увидеть кита сродни чуду. Как к ним относятся на Чукотке?
– Для нас это еда. Охота на кита у коренных жителей – одна из самых уважаемых и опасных. Ежегодно добывают около 130 особей. В сознании мирового сообщества киты наделяются всё большими правами. Для меня же как для биолога охота на какое-либо животное – это естественная вещь.
– Как отразилось глобальное потепление на животных Чукотки?
– Я много лет наблюдаю за медведями и моржами. В последние 20-30 лет из-за изменения климата и исчезновения льдов их «взаимоотношения» становились всё шире. И те, и другие вынуждены выходить на побережье и дольше находиться там. Лёд уносит на тысячи километров к северу. Пищи там нет. В результате сейчас животные выходят на берег, а тут уже настроили домов, портов. Возникает опасность нападения медведей на людей.