Пусть это долго, может быть, затратно, зато есть шанс получить документ, который и расставит все точки над «i». И ответственность за принятое решение, каким бы оно ни было, будет не на спорщиках – это же суд так решил.
Посредник помирит
Дальше можно надеяться, что это решение будет исполнено. И зачем нужно ещё что-то придумывать для разрешения споров? Увы, механизмы исполнения судебных актов не всегда эффективны, а судебные разбирательства могут быть длинными, и не всегда они ликвидируют весь конфликт. Да и со своим оппонентом часто разорвать отношения не получается или не хочется. Есть ли в этом случае выход?
Ещё с 2011 г. действует Федеральный закон № 183 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который даёт возможность как до суда, так и в любой момент судебного разбирательства обратиться за урегулированием спора к независимому посреднику – медиатору.
Медиатор не выносит вердикт: кто прав, кто виноват. Он помогает сторонам услышать друг друга и найти то решение, которое устроит обе стороны. Именно это и является залогом исполнимости таких соглашений. Сегодня во многих регионах процедуру медиации активно используют при разрешении разных конфликтов: семейных, наследственных, трудовых, в спорах между предпринимателями, банковской и страховой сферах.
Как это работает?
На территории Пермского края медиацию применяют и в судах, и до того, как спорщики обращаются с иском. Есть также большой опыт урегулирования конфликтов, где стороной выступают различные государственные и муниципальные органы управления. Но, к сожалению, многим нашим жителям эта процедура пока мало известна.
Новый виток в распространении таких мирных практик возможен благодаря проекту «Развитие центров примирения». У нас его воплощает в жизнь Некоммерческое партнёрство профессиональных медиаторов Пермского края. По словам Юлии Яковлевой, руководителя проекта, должны создать восемь центров примирения. Сегодня пять постоянно действующих центров уже работают в Перми, Березниках и Нытве. Медиаторы предполагают сотрудничать с краевым уполномоченным по правам человека, а также по защите прав предпринимателей.
– В таких центрах участники процесса могут получить полную информацию об особенностях медиации, её возможностях и преимуществах, – говорит Юлия Яковлева. – Мы помогаем сторонам конфликта анализировать сложившуюся ситуацию, принимать решения о возможности проведения медиации по конкретным спорам.
Приём в центрах ведут специалисты с высшим юридическим образованием, те, кто работает медиаторами на профессиональной основе. Кстати, консультации и работа по разрешению конфликтов – на безвозмездной для обратившихся основе.
Предусмотрели в проекте и работу горячей линии – по тел. (342) 259-29-84 любой желающий может разрешить конфликт. По этому же номеру те, кто работает со спорными ситуациями, могут записаться на приём, проконсультироваться о возможности применения медиации к конкретному спору, получить информацию о медиации и медиаторах. Горячая линия работает как для сторон спора, так и для сотрудников судов и администраций.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента PФ от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого движением «Гражданское достоинство» (civildignity.ru).
Смотрите также:
- В новом качестве. В Перми обсудили острые вопросы коммунального хозяйства →
- Максимальная открытость. Таковы требования нового закона по капремонту →
- Итоги недели. Слушания по Генплану и суд по «Хромой лошади» →