Недоброе утро. У общественников Перми 19 мая прошли обыски

Татьяна Титова / АиФ

Утро 19 мая для известных общественников и правозащитников Перми началось с обысков. В их квартиры пришли сотрудники УФСБ Росси по Пермскому краю. Сейчас известно о том, что обыски прошли у экс-уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, члена президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Светланы Маковецкой, журналистки Татьяны Черепановой, правозащитницы Оксаны Асауленко. Позже выяснилось, что все они проходят свидетелями по уголовному делу. В региональном УФСБ уточнили, что оно возбуждено в отношении бывшего руководителя пермского краевого отделения общества «Мемориал» (международная организация признана иноагентом и ликвидирована в РФ, пермская организация входила в её структуру, но не была признана иноагентом, однако также ликвидирована) и председателя общественной организации «Центр исторической памяти». Им вменяют «покушение на контрабанду культурных ценностей». Perm.aif.ru рассказывает о том, что известно об утренних обысках.

   
   

Компьютеры, смартфоны, телефоны

Член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Татьяна Марголина рассказала сайту perm.aif.ru, что обыск в её квартире прошёл в 6.30 утра. Сама она сейчас находится не в Перми и дверь открыли её родственники. Татьяна Марголина рассказала, что силовики предъявили решение суда, так что с формально-юридической точки зрения всё было сделано правильно.

«Пока у меня нет информации, было ли что-то изъято, но обычно обыск завершается изъятием компьютеров, гаджетов и всего того, что, по мнению проводящих обыск, может иметь отношение к сути дела», – рассказала Татьяна Марголина.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Обыск прошёл и у ещё одного члена президентского совета, Светланы Маковецкой. О том, как это было, рассказал её муж, правозащитник Игорь Аверкиев. Он пояснил, что сам по делу не проходит и статуса свидетеля у него нет.

«Все, у кого были обыски, проходят, как свидетели. Из нашей квартиры изъяли носители информации: компьютеры, телефоны. Сейчас всё изучат и по мере рассмотрения изъятое будут постепенно возвращать, если не найдёт ничего, что будет необходимо приобщить к делу. Этот процесс занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Обыск прошёл очень корректно, без эксцессов», – рассказал Игорь Аверкиев.

Фото: АиФ/ Коллаж Дмитрия Овчинникова

Следственные действия и сбор доказательств

Чуть позже пояснение по делу дали в региональном УФСБ. Следователи возбудили уголовное дело о покушении на контрабанду культурных ценностей (ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ) в отношении двух человек. В официальном сообщении указывались их должности, так что можно понять, что речь идёт о Роберте Латыпове и задержанном 15 мая в аэропорту Шереметьево (Москва) Александре Чернышове.

«Сейчас региональное УФСБ и ГУ МВД России по Пермскому краю проводят оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств противоправной деятельности указанных лиц, сбор и закрепление доказательственной базы», – пояснили в УФСБ.

   
   

Следственный отдел УФСБ России по Пермскому краю возбудил уголовное дело о покушении на контрабанду культурных ценностей (ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ)

По версии следствия, указанные люди пытались вывезти из России в Германию архивные документы организации. Со ссылкой на экспертов УФС сообщило, что документы представляют культурную и историческую ценность.

Фото: pixabay.com/ Geisteskerker

В беседе с Properm.ru Роберт Латыпов сказал, что документы местного отделения организации не представляют культурной ценности, они относятся к делопроизводству: это протоколы собраний, заседаний правления, официальная переписка и т.д. По словам Латыпова, местное отделение организации ликвидировали год назад, осталось много документов. Их было необходимо было собрать, систематизировать, оценить, чтобы понять, что отправить в архив, а что не нужно. Документы на оценку отправили в марте 2023 года. По словам Латыпова, в том, что документы перемещают между городами ничего криминального нет. Ещё один фигурант дела, Александр Чернышов, систематизировал документы для пересылки в столицу вместе с другими волонтёрами, но к отправке архива не имел отношения. Также Роберт Латыпов добавил, что часть архива другой организации, «Пермского молодёжного Мемориала» (ликвидирован в 2016 году) была отправлена на хранение в Германию. Но архив является собственностью «Мемориала» (международная организация признана иноагентом и ликвидирована в РФ, пермская организация входила в её структуру, но не была признана иноагентом, однако также ликвидирована) и в любой момент может быть возвращён в Россию.

Фото: АиФ/ Фёдор Парамонов

Со ссылкой на адвоката Елену Першакова издание «КоммерсантЪ-Прикамье» сообщает, что со всех, у кого прошли обыски, взяли подписку о неразглашении данных предварительного следствия.

Все – свидетели

Ситуацию с обысками у общественников и правозащитников в Перми прокомментировал Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Игорь Сапко. Он сообщил, что обеспокоен и пристально следит за ситуацией.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Пообщался по телефону с Татьяной Ивановной (Марголиной, – Ред.), договорились информировать друг друга по текущей ситуации. Все пермские активисты-общественники, по имеющейся информации на данный момент, являются свидетелями», – рассказал Игорь Сапко.

Отдельно Игорь Сапко прокомментировал арест председателя пермского «Центра исторической памяти» Александра Чернышова. Уполномоченный по правам человека направил запрос о проведении проверки соблюдения его прав в адрес Прокурора Московской области.

«Переговорил с представителями силовых структур, участвующих в следственных действиях, попросил обратить особое внимание на чёткое соблюдение действующего законодательства в данном конкретном деле», – рассказал Игорь Сапко.