Завтра ТЮЗ отмечает 50-летний юбилей. И почти 33 года его возглавляет Скоморохов. Именно с его приходом из театра ушли откровенная «тюзятина» и трескучая публицистика, уступив место классике и новой драме.
Кому – театр, кому – дзюдо
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: – Михаил Юрьевич, вступая в новое 50-летие ТЮЗа, какой девиз вы выбираете: «Пусть завтра будет лучше, чем вчера» или «Пусть все будет так, как сегодня»?
Михаил Скоморохов: – Завтра должно быть лучше! Только так. В следующем сезоне у нас – премьеры молодых режиссеров, молодых художников, чему я страшно рад. Театр два года проводил лабораторию-конкурс молодой режиссуры, и эти ребята уже заявили о себе успешными постановками.
– А пермские чиновники приходят в ТЮЗ? Не по долгу службы, а как зрители.
М. С.: – Очень редко. Иногда на первый акт заскочат – и дальше на какую-то встречу. Лучшее в этом смысле время было, когда губернатором был Геннадий Игумнов. Он любил все театры, а наш – наособицу, смотрел каждую премьеру. Ну а если он смотрит, то и вся команда должна посмотреть. Не забуду, как он встречал в аэропорту министра культуры России и на вопрос того «Какие новости?» ответил: «В ТЮЗе поставили «Вишневый сад». Потрясающий камерный спектакль в фойе». К сожалению, в те дни «Вишневый сад» у нас не шел. Но министр посмотрел три других спектакля, после чего Игумнову доложили: «Очень хороший театр!»
Если же брать выше, то скажу: единственным президентом в нашей стране, ходившим на драматические спектакли, был Горбачев. Все! Неслучайно министрами культуры при нем становились известные деятели искусства: Николай Губенко, Юрий Соломин. А нынешний президент любит дзюдо, поэтому у нас очень хорошо (и слава богу!) развивается сейчас спорт. Все зависит от человека, который пришел, от его уровня.
Как звания дверь открывают
– Кто-то из мудрых сказал: «Власть как огонь: подойдешь слишком близко – сгоришь, отойдешь подальше – замерзнешь». Какое расстояние оптимально для вас?
М. С.: – С властью я всегда на дистанции. Но – уважительно. Потому что от этих людей зависит судьба денег на постановки, на содержание театра. Хотя, бывает, и ссоримся. А раз я с ними не в дружбе, я имею право на веское, а иногда и крепкое слово. Тех, кто не помогает театру, откровенно ненавижу. (Повышает голос.) Потому что они не понимают, что культура – очень дорогое удовольствие. Твердят: «Детство – это наше будущее». А почему же, хочется спросить их, вы деньги даете не на детство, а совсем на другое?!
– Ваше отношение к артистам и писателям, отказывающимся от получения госнаград в знак несогласия с политикой государства?
М. С.: – Никого из них не осуждаю. Ну я не такой человек. Считаю, что звания в определенной ситуации способны помочь. Когда не могу долго пробиться в какую-то дверь, говорю: «Извините, я почетный гражданин города Перми. Я могу, наконец, вас увидеть, господин Новый Начальник?»
Я единственный из ныне живущих в Перми деятелей искусства, кто имеет правительственную награду. Орден Почета (обращается за подтверждением к завлиту театра) называется? Забыл уже, какой у меня орден… Но это же награда Правительства РФ! Притом что сегодня ордена вводятся бог знает кем и за какие заслуги. В Зюкайке, если я не путаю, мужик сделал из кусочков бронзы, олова и свинца… орден Зюкайки! С гербом России на нем. Первый дал главе поселения, а второй – собственной жене. Ну что это такое?! Да и Церковь своими орденами награждает нынче вовсю. Думаю, Христос смотрит на это немножко с недоумением.
Без весны и лета
– В 90-е моральными и духовными ориентирами нации справедливо называли Солженицына, Сахарова, Лихачева. После их ухода исчезли и эти ориентиры?
М. С.: – Во многом – да. Вот недавно закрыли прекрасную программу Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой «Школа злословия». Для интеллигентных, думающих зрителей остался на телевидении лишь «Дежурный по стране» со Жванецким. Смотрю каждую передачу. Восхищаюсь им. Но все-таки не могу поставить его рядом с тем же Лихачевым. Он – первопроходец, а Жванецкий – идущий вслед.
– Каждый ваш спектакль созвучен духу времени. А вневременные среди них есть?
М. С.: – Если б и сегодня шел «Золотой теленок», было бы ощущение, что ничего не изменилось. «Вальпургиева ночь», «Вишневый сад» – тоже абсолютно про нашу жизнь. Как и последняя премьера ТЮЗа «Господа Головлевы». Это спектакль о семье, и в первую очередь о матери. Не об Иудушке, как гласила советская установка, а именно о матери. Так и роман написан. И я считаю, что как Никита Михалков открыл в свое время «Обломова», так же и наш спектакль позволит по-другому смотреть на «Головлевых».
– Что в последнее время удивило вас особенно сильно?
М. С.: – Удивляют и радуют своими работами Алексей Бородин, возглавляющий Российский молодежный театр, Андрей Могучий, Римас Туминас… А в жизни? Удивило, что зима нынче перешла в осень, минуя весну и лето. Поразительно!
Смотрите также:
- «Каждая женщина - Одетта». Алексей Мирошниченко - о балете и монархии →
- Тимур Насиров - "L`enfant terrible" лысьвенского театра →
- Жить без любви труднее, чем без денег →