Надо светлеть! Пермская поэтесса об авторских правах, звездах и спецназе

С. Белявская: "Я бы посоветовала нашим звездам помогать детям-инвалидам. Возможности у них есть". © / Вера Шуваева / АиФ

   
   

Писать стихи Светлана начала еще в детстве. И всегда верила, что они непременно лягут на музыку и ее песни будут исполнять известные артисты. Но потребовалось 13 лет, полных трудностей, разочарований, небывалого упорства, чтобы пришел первый успех в Москве, которая не верит слезам и не жалует провинциалов. Сегодня Светлана Белявская – единственный в Прикамье поэт-песенник, на слова которой звучат песни в исполнении звезд российской эстрады: Игоря Николаева, Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Ларисы Долиной и многих других.

Досье
Светлана Белявская. Родилась в Перми в 1958 г. Разные композиторы написали на ее стихи 163 песни. Четырехкратный лауреат телевизионного фестиваля «Песня года». Победительница фестиваля «Женщины Перми – 2002». Член Союза писателей России.

Занимается она и благотворительностью. А пришла к этому благодаря тому, что в церкви в 2000 г. исцелилась от тяжелой болезни. Белявская проводит бесплатные концерты в домах престарелых, исправительных учреждениях. Особое ее внимание – к детям-инвалидам. 3 февраля в концертном зале отеля «Урал» в Перми пройдет благотворительный концерт, доход от которого передадут 11-летнему Саше Сафонееву, страдающему тяжелой формой ДЦП. 

Как пробиться на Олимп?

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: – Светлана Викторовна, по сравнению с исполнителем песни поэт и композитор – это бойцы невидимого фронта. Обидно?

Светлана Белявская: – Как и любому поэту-песеннику. Помню, как я ждала первую песню на свои стихи «Садовник» в исполнении Игоря Николаева. Она прозвучала 8 ноября 1987 г. по всесоюзному радио в передаче «С добрым утром!». Всех друзей и близких обзвонила, предупредила. Но фамилию мою так и не назвали. Просто сказали, что сейчас прозвучит новая песня. Такая ситуация повторялась многократно. Конечно, я переживала. Но потом, по совету священника, смирилась с этим. Что я, когда люди, создавшие мировые хиты, зачастую неизвестны на родной земле! Например, «Калинку» очень многие считают народной песней, а ведь ее автор – пермяк Иван Ларионов.

- Вам в конце 80-х удалось пробиться на песенный олимп без продюсера, без связей. Реально ли нынче такое?

   
   

С. Б.: – А почему нет?! Пример тому – Денис Майданов. Он приехал в Москву из маленького городка в Саратовской области. Ни связей, ни денег. Но он поставил перед собой цель – и достиг ее. Главное – очень сильно хотеть чего-то и стремиться к этому.

В Перми немало талантливых ребят. Но они не готовы, как я в свое время, ехать в столицу, чтобы их услышали, и при этом ночевать на вокзале, спать на курточке, голодать… Не хотят, как они говорят, хлебать московское дерьмо. Хотя здесь его не меньше. Странно, но в родном городе, когда у меня было уже столько песен и титулов, никто из чиновников от культуры не поддержал мою идею создания Центра песни.

Граница для песен

- Попытка Перми стать культурной столицей Европы вызывала у вас гордость, усмешку или…?

С. Б.: – Усмешку. Возможно, я не знаю о каких-то выдающихся культурных событиях в нашем городе. Но я не понимаю, как Пермь может называться центром культуры. Представляли бы ее люди уровня Людмилы Сахаровой – тогда да.

- Сегодня многие ностальгируют по СССР. Мол, там была стабильность. Вы тоже так считаете?

С. Б.: – Скажу о том, что коснулось меня. Полностью согласна с Михаилом Шуфутинским, что в России невозможна защита авторских прав. А в СССР их соблюдали! Все поэты и композиторы получали хорошие деньги. Нынче же звезды поют мои песни по радио и телевидению, а я получаю за их исполнение по 300-500 руб. в месяц. И не я одна. Ведь певцы зарабатывают в основном на корпоративах, с которых авторы не имеют ничего. Поскольку нет соответствующего закона.

- А «могло ли раньше нам присниться, чтоб для песни и закрыли вдруг границу»? Это я по поводу запрета латвийского МИДа выступать на «Новой волне» Кобзону, Валерии и Газманову и их песенного ответа на запрет в новогоднем «Огоньке».

С. Б.: – Я далека от политики. Но слишком уж много сейчас разговоров об этом. Игорь Крутой хочет перенести «Новую волну» из Юрмалы в Сочи, Кобзон против. По-моему, не тем занимаются наши звезды. Я бы посоветовала им угомониться и помогать, к примеру, детям-инвалидам. Проводить благотворительные концерты в разных городах. Как сказал мой любимый поэт Андрей Дементьев: «Каждый человек должен светлеть, иначе для чего живем?»

Отказала банку

- Любовь, доброта, вера – главные темы ваших стихов. А как насчет патриотизма?

С. Б.: – Знаю авторов, которые тут же начинают писать о патриотизме или духовности, стоит сказать о них президенту. (Смеется.) У меня еще в 2006 г. появилась песня «На острие атаки» (музыка Сергея Харчева). С просьбой написать стихи о спецназе обратились тогда ребята из пермского отряда «Медведь». Я познакомилась с ними, посмотрела, как они общаются друг с другом, и сразу поняла: эти скромные парни не задумываясь отдадут жизнь за другого человека.

- А о чем вы не будете писать никогда?

С. Б.: – Как-то один банк просил его прославить – отказалась. Еще была встреча с бизнесменом, решившим вдруг стать певцом. Обещал хорошо заплатить за стихи для будущей песни. Ну зачем мне это?! Певцом, кстати, он так и не стал.

Смотрите также: