"Сегодня у нас фестиваль Грунера. Да не одного!" - шутили пермяки на прошлой неделе. Композитор Валерий Грунер нашёл немецкого однофамильца, Иоахима Грунера, и устроил на три дня грандиозный праздник любителям музыки.
По признаниям Валерия Ивановича, к "Грунер-фестивалю" он шёл около десяти лет. Идея появилась давно, но получила воплощение только сейчас.
Нужны новые люди
- Вы пригласили в Пермь не только Грунера, но и других, отечественных, композиторов. Легко ли им живётся в современной России?
- Ну что сказать... Живём мы сейчас очень плохо, и многие музыканты еле-еле сводят концы с концами. Я-то на этом фоне как раз исключение. Можно сравнить бедность сегодняшнего музыканта с тем полунищенским образом жизни, который вёл Моцарт. Но Моцарт хотя бы исполнялся, а сегодняшние, увы, не могут даже быть услышанными!
Наши композиторы - во многом обречённые люди. Их основная работа - это адский преподавательский труд за копейки. Большинство настоящих музыкантов не хочет связывать себя с конъюнктурой, с тем, что называется попсой. А попса агрессивна, она захватывает практически все музыкальные сферы.
Именно поэтому сейчас как никогда нужен музыкант большего формата. Такой человек совмещал бы творчество и бизнес, был бы продюсером. Другого просто не дано в наше время. Если не народится продюсеров от искусства, композиторы будут просто писать в стол.
Фестиваль, собственно, затевался как раз с гуманитарной целью. Публику надо познакомить с современной симфонической музыкой. С народом надо работать, прививать ему вкус к хорошим произведениям. А иначе - крах, гибель искусства.
- В своём творчестве вы многое берёте от культуры русского народа. К примеру, богато используете многоголосье. И часто говорите, что забвение традиций может сильно нам повредить...
- Да, при забвении корней человек теряет в духовном плане. Но дело ведь не только в народной культуре. Люди стали гораздо меньше читать, не разбираются в настоящей литературе. А любое дерево без корней сохнет. Мы буквально всё можем потерять и остаться у разбитого корыта. Людей начали приучать к тому, что прошлое, традиция - это что-то несущественное, не важное. А это необходимо так же, как хлеб.
Поклон учителям
- Сложилось мнение, что быт имеет тенденцию съедать творческую личность. К вам это относится?
- Знаете, мой ученик по композиции Лев Горбунов написал замечательное стихотворение. Там есть строчки: "Братец время, ласковый предатель, и забота, хмурая сестра...". Безусловно, круговорот дел может проглотить любого человека и убить в нём творческое начало. Иными словами, заботы оттягивают массу времени и энергии. Но, на мой взгляд, это проверка на прочность. Если человек выстоит, тогда у него всё получится и на ниве творчества. А в том, что творческое начало заложено в каждом человеке, я не сомневаюсь.
- Как становятся композиторами? В частности, как пришли в музыку вы?
- О, это длинная история... Отец мой, Иван Иванович, работая на шахте, играл на баяне и самоучкой освоил нотную грамоту. Он постоянно совершенствовался в игре. Жили мы тогда в Ераничах, в одноэтажном бараке, выстроенном немецкими военнопленными. А потом меня отдали в класс Станислава Пегушина. Станислав Иванович был очень строг к ученикам, и я ему за это очень благодарен. А потом был институт культуры, кафедра оркестрового дирижирования. Я поступил туда в 1979 году и сразу же начал играть в оркестре. Дирижёром был преподаватель с кафедры Александр Самуил. В общем, рассказывать можно долго. Всех учителей, может, и не перечислить, но каждому низкий от меня поклон.
Под тенью Вагнера
- Сложился стереотип, что люди, имеющие отношение к миру звуков, очень замкнуты и максимально сосредоточены. Так ли это?
- Это в самом деле стереотип. Все замкнуты, в том числе и композиторы. А вот насчёт сосредоточенности скажу так: да, музыка требует огромной концентрации. Лично я вообще стараюсь отключить все посторонние шумы. А вот Вагнеру, к примеру, требовалась богатая обстановка, иначе он просто не смог бы творить. Причуды гения...
- На фестивале вы представили свою большую симфонию "Последний корабль". Это глобальное сочинение. В нём действительно чувствуется влияние Вагнера. Вещь, как говорится, "цепляющая". Интересно, содержались ли в "Последнем корабле" некие религиозные идеи? У вас же там Апокалипсис показан...
- Да, я вкладывал религиозное содержание в это произведение. В первую очередь - библейскую заповедь "Не убий". А основная идея была такая. Корабли плавали в Мировом Океане и встретились друг с другом. Разгорелся конфликт, и корабли истребили друг друга. Корабль Надежды хотел уйти, но не вышло. И мне самому неясно...
- "Надежда умирает последней".
- Действительно. А затем появился Новый Человеческий Ковчег. Хотелось сказать, что у нас есть возможность выбора.
И это не мои фантазии, всё это уже содержалось в эпосе германских и кельтских народов. Чтобы написать "Последний корабль", пришлось предварительно перелопатить всего "Беовульфа", "Старшую Эдду", "Нибелунгов"... Народный артист Валерий Гинзбург замечательно читал эпические стихи со сцены. Может быть, это удастся повторить.