Без суда и следствия
Марина Вяткина, «АиФ– Прикамье»: – Людмила Петровна, у нас многие знают про убитого пермскими милиционерами брата Николая II, светлейшего князя Михаила Александровича. Это произошло без суда и следствия в ночь с 12 на 13 июня 1918 г. До сих пор ищут захоронение. Каким образом и почему здесь оказался сын боярина Никиты Романова – так называемый ныробский узник?
– Романовы на тот момент составляли зрелую политическую оппозицию Годунову?
Л. С.: – Нет, но Годунов пошел, так сказать, на упреждение и зимой 1601 г. отправил в ссылку всех сыновей Романова – Федора в Антониев– Сийский монастырь, Александра – в Луду, Василия – в Пелым, Михаила и Ивана – в Пермь Великую. Александр, Василий и Михаил умерли в условиях заточения. С этих неправедных деяний на Руси и начались годы Смутного времени. После восшествия на престол Лжедмитрий полностью реабилитировал род Романовых, восстановив их невиновность перевозом останков в Москву, в Новоспасский монастырь.
– А как можно было так легко репрессировать знатных бояр?
Л. С.: – Люди Годунова подбросили в один из домов Романовых мешочек с ядовитыми кореньями и травами, с помощью которых якобы хотели отравить Бориса– царя. Как водится, следом за мешочком нагрянули с «неожиданным» обыском. Суд был скорым.
«Боярин преставился!»
– Каким путем Михаила Никитича доставляли в Ныроб?
Л. С.: – 25– летнего боярина заковали в тяжелые кандалы с огромным фигурным замком для утяжеления, затолкнули в наспех сколоченный возок и в сопровождении отряда стрельцов везли в княжество Пермь Великая почти два месяца по северному пути через города: Тотьма (ныне г. Тотьма, Вологодской обл.), Великий Устюг, Кай– городок (ныне с. Кай, Кировской обл.), Коса (ныне районный центр в Коми– Пермяцком округе), Соль Камская или Усолье Камское (ныне г. Соликамск), Чердынь. Еще 40 верст – и деревушка Ныробка, «о шести дворов».
По преданию, высокий, сильный красавец– боярин, оглядевшись вокруг и поняв, в какую глухомань его привезли, несмотря на кандалы, схватил и перевернул возок. Стрельцы же приказали мужикам выкопать яму, сверху бросили бревна, а в углу сложили из камней небольшую печь по– черному. Первое время кормили, опасаясь за жизнь узника, которого могли освободить из опалы и потребовать обратно в Москву. Пришло лето, знатный боярин стойко держался в заточении и не подавал виду какой– либо немощью. Стрельцы, для которых ныробская глушь после московской сытной жизни была такой же ссылкой, начали роптать, и воевода Тушин решился. Дальнейший ход событий навсегда останется тайным достоянием Ныроба. Вероятно, все произошло так: воевода Тушин спустился в яму один, некоторое время пробыл там, а затем бледный, взволнованный вылез оттуда и дрогнувшим голосом сказал: «Боярин преставился!» Это был 1602 г. (по новому летоисчислению). Почти год провел узник в сырой, грязной, холодной, дурно пахнущей яме с насекомыми, изъедающими тело, впроголодь, в полусогнутом состоянии, с кандалами на шее, руках и ногах. Только могучее здоровье да вера в Бога, постоянная молитва, которую слышали жители деревушки, помогали ему переносить нечеловеческие муки.
Неправедный суд
– Правда ли, что останки Михаила, которые по приказу Лжедмитрия повезли из Ныроба в Москву в 1606 г., оказались нетленными?
Л. С.: – Да, это так. Известно, что тело человека не тлеет, если дух его преобразился, а Михаил страдал и терпел голод и холод с честью и достоинством. Дом Романовых в начале XX в. намеревался канонизировать своего предка, но грянул 1917 г. И через 317 лет последний Михаил из этого рода также трагически нашел свою гибель в Пермском крае.
– В краеведческом музее Чердыни хранятся кандалы Михаила Никитича, а какую смысловую концепцию вы хотите вложить в экспозицию в Перми?
Л. С.: – Не просто историю мистической параллели двух царских фигур. Смысл не только в высоком социальном ранге Романовых, а в их духовном подвиге. Ведь оба Михаила не запятнали себя преступлениями против народа. Известно, что светлейший князь Михаил Александрович во время Первой мировой войны был на фронте, служил Родине. Находясь в ссылке после Октябрьской революции, мог скрыться из города и остаться в живых, но он понимал риск репрессий для родственников, и остался.
Важно показать, как одна несправедливость тянет за собой другую: репрессированы были и простые люди, проявлявшие милосердие к боярину Михаилу Никитичу. Крестьянские дети, играя возле ямы, тайно передавали ему еду в стеблях растений, похожих на дудки (пиканы), наполненных молоком, маслом, квасом, залепив концы хлебным мякишем. За это пятерых из шести ныробских мужиков осудили и отправили с жалобными грамотами для наказания. Для судьбы целой нации неправедный суд, оголтелая борьба за власть чреваты регрессом. И мы обязаны, восстановив историю невинно убиенных, остановить цепочку несправедливости. Потому что мы с вами ответственны за будущее России.
Смотрите также:
- Страсти по Анастасии. Претенденты на родство с ней находятся и поныне →
- Старт лжемихаилов. Кто выдавал себя за погибшего Михаила Романова? →
- Как Дмитрий Донской Мамаю «стрелку забил» →