А те, кто не смогли участвовать в этом торжестве, позвонили по телефону. В том числе и из-за границы. Мы попытались выяснить, чем же завоевала такой авторитет эта женщина?
Забывают платить
– Любопытство. СМИ создали такой негативный образ УК, что мне стало интересно, можно ли нормально, без всяких злоупотреблений, управлять домами.
– И как вы считаете?
– За четыре с лишним года я убедилась, что можно. Но очень сложно. Эта работа требует разнообразных знаний, главным образом инженерных. Необходим также организационный опыт. А главное - желание делать свою работу таким образом, чтобы людям было удобно и комфортно. Думаю, что образ монстра-управленца в ЖКХ создают целенаправленно. Государство сделало, на мой взгляд, ошибку, передав жителям многоквартирных домов жильё в собственность. Прежде чем реформировать систему, нужно было её как-то подготовить к этому. Ведь у нас отопление и водоснабжение централизованы. Как поделить ответственность? Как можно в многоквартирных домах вести сортировку мусора, о которой так давно говорят, если мусоропровод единый - с 25-го этажа по 1-й? Логистика обслуживания построена в расхождении с правовыми нормами. Но власти не хотят признавать своих ошибок. И теперь, чтобы скрыть свою неправоту, чиновники нашли крайнего - тех, кто управляет домами. Кроме того, они незаслуженно и несправедливо дают фору собственнику. Везде пишут об их правах, забывая об обязанностях. Вот у меня есть ведомость по неплательщикам. И я каждый месяц сама их обзваниваю. Причём в должниках могут быть и министр, и депутаты, живущие в нашем доме. И мне приходится напоминать им о том, что у них накопился долг за несколько месяцев. Они не платят не потому, что нет денег, а потому что это для них маловажно, второстепенно. О какой ответственности собственников можно говорить?
Где площадка для обсуждения?
– А есть такие, которые не платят по принципиальным соображениям?
– В законодательстве не прописано множество мелочей в управлении домами. Чиновники сами зачастую не могут сказать, как правильно надо делать. И мы вынуждены создавать реальную практику из судебных прецедентов.
Вот, например, один из наших жителей обратился в суд по поводу оплаты ОДН по электроэнергии. Суд, а потом и апелляционная инстанция встали на нашу сторону. И мы долго начисляли платежи по этой методике. Но потом другой жилец решил, что это неправильно, и тоже подал в суд. И суд принял решение прямо противоположное первому. Мы подали апелляцию и ждём решения. Если она подтвердит правоту этого жильца, то будем делать расчёты по-другому. Обращались по этому поводу даже в краевое Министерство строительства и ЖКХ. Нам прямо сказали, что методики расчётов по ОДН нет. Чиновники пытаются их разрабатывать, но когда их выдадут - неизвестно.
– Что можно было бы сделать в этой ситуации?
– В Перми, да и вообще в крае, нет площадки, нет социального института, где обсуждали бы эти вопросы, рассматривали со всех сторон, принимали решения. В прошлом году при главе города сформировали консультационный совет. Меня тоже выдвинули в его состав. Но за год он так ни разу и не собирался. Власти не ведут с жителями города никакого диалога. А без этого нет к ним доверия. Вот, например, я, директор управляющей компании, не могу внятно объяснить людям, почему каждый год с 1 июля повышаются тарифы на коммунальные услуги. На цены обслуживания дома я могу обосновать свои затраты, а вот из чего формируется повышение коммунальной услуги - не знаю. И никто мне, как и тысячам прикамцев, этого не объяснил.
Глаза в глаза
– Как вы начинали свою работу в качестве директора управляющей компании?
– Очень трудно входить в новое дело, в контакт с другими людьми. Считаю, что в жилищно-коммунальной сфере должен работать малый или семейный бизнес. Чтобы жители знали своего управдома, своего слесаря в лицо, всегда могли бы до своих УК или ТСЖ достучаться, задать насущные вопросы. Тогда появляется доверие. Людей ведь не обманешь. А когда в ведении компании 100 домов, да они ещё разбросаны по городу, а порой и по краю, то это уже не управление, а собирание с жителей денег. Не надо создавать и таких гигантов, как «Моторостроитель» с собственной базой, на которой можно изготовить любую шайбу, любой винтик, как в советское время. Сейчас рынок товаров коммунальной сферы расширился, и всё можно выбрать по доступной цене.
– Какое качество вы считаете главным для руководителя?
– Брать ответственность на себя. Помню, в 1996 г., когда я была главой Мотовилихинского района, по одной из жалоб побывала в доме по ул. Лебедева, 32, и увидела, что там произошёл сдвиг панелей и одна из стен выпирает. Первоначально этот дом планировался как трёхэтажный, потом надстроили ещё два этажа, и здание повело. Я, как инженер, поняла, что дом вот-вот рухнет. Срочно собрала комиссию, объявила ЧС и организовала переселение жителей в уже сданные и распределённые квартиры в новом доме. Через несколько дней дом рухнул. По сути, я нарушила закон. Потом год с этими квартирами разбирались. Но главное – никто не пострадал.
Мне кажется, что сейчас наступили другие времена. Профессионализм в управлении низкий. И на первое место выходит не ценность человеческой жизни, не забота о людях, а формализм. Главное для чиновников сейчас - благополучно отчитаться.
Смотрите также:
- Грабли для коммуналки. Жить будем лучше, жить будем веселее →
- Взаимная ответственность →
- Так Себе Живём?.. →