Люди с Марса. Как найти общий язык с современными детьми

Какие бы комиссии ни ставили детей на учёт, ничего не изменит- ся, если родители не будут принимать участие в их судьбе. © / pixabay.com

После трагедии в пермской школе № 127 в стране стали рассуждать о подростках и корнях их агрессивного поведения. И как-то мало говорят о том, кто же они – современные дети.

   
   

А ведь они совершенно другие – как пришельцы с другой планеты. Настолько отличаются от предыдущих поколений детей, что с ними нужно учиться общаться. О том, как найти общий язык с подрастающим поколением, корреспонденту «АиФ-Прикамье» рассказала руководитель общественной организации «ПравДА вместе» Ирина Чернова.

Цифровое поколение

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Многие взрослые признают, что понять детей непросто. Они и правда настолько другие?

Ирина Чернова: Да. Первое и самое важное их отличие в том, что они более чувствительны. Очень эмоционально воспринимают всё, что с ними происходит, и могут долго переживать какое-то событие. Им трудно выйти из тяжёлого состояния самостоятельно. Именно поэтому в среде подростков так много агрессии. Взрослые боятся таких проявлений у детей и не знают, что с этим делать. А дети сами справиться со своими переживаниями не могут.

Вторая черта – это отсут­ствие навыка запоминания информации. Они помнят не её, а способ поиска. И это можно понять. Сейчас любые сведения легко найти в Сети. Если раньше мы ходили в библиотеки, выписывали цитаты, то представителям современного, «цифрового поколения» это не нужно, ведь под рукой всегда есть Интернет. Система образования нацелена на заучивание, а вот это они как раз делать и не умеют. С этим связано снижение успеваемости. В свою очередь, учителя не понимают, что детям очень сложно что-либо запомнить. Отсюда конфликты.

Третья особенность – это многозадачность. Дети берутся за много разных дел, но чаще всего ни одно из них не доводят до конца. Поэтому решить, чем именно заниматься, им трудно. Часто тренеры жалуются, что современные дети, которые приходят в спортивные секции, не достигают высоких результатов. Это связано с тем, что ребята не настроены систематически тренироваться, не готовы к препятствиям, которые встречаются в жизни.

Долгий разговор

– Как же работать с этим поколением?

   
   

– Их нельзя заставлять что-то делать. Нужно, чтобы у ребёнка возникло желание. Современным детям необходим тесный контакт со взрослыми, которых они уважают: родителями, род­ственниками, педагогами, тренерами и т. д. Напоминаю, что это поколение очень чувствительное, и им важно, чтобы взрослые проявили участие и заинтересованность в их проблемах. Поэтому нужно с ними чаще общаться, показывая, что они важны.

К сожалению, родители завязли в своих проблемах, учителя в школе загружены уроками, учебными планами и отчётами. И всем некогда поговорить с ребёнком о жизни. А ведь этим детям куда нужнее душевный контакт, чем материальное благосостояние. Им важно проводить время с родителями, заниматься общими делами, рассказывать то, что произошло за день. Дети радуются, когда их спрашивают, что им понравилось, заинтересовало. И вот почему. Как я уже говорила, им очень трудно работать с информацией, так как мозг не способен её анализировать. Когда ребёнок пересказывает события дня, у него появляется уверенность в себе, и он чувствует, что взрослый ценит его слова.

Реагировать на то, что говорят дети, тоже нужно правильно. Они тяжело воспринимают критику, переживают её очень остро. У них очень сильно падает самооценка. Поэтому важно не критиковать ребёнка. Надо говорить с ним не о том, что он что-то сделал плохо, а советовать, как можно сделать это лучше.

Современные дети очень много получают, т. к. родители пытаются им дать как можно больше. И чем быстрее, тем лучше. Взрослея, такой ребёнок понимает, что ему не к чему стремиться. На вопрос, о чём они мечтают, многие дети ответить не могут, ведь у них многое есть. Поэтому очень важно не закармливать детей возможностями, а позволить самим чего-то добиваться.

– Сейчас появилось предложение обязать родителей сообщать о проявлениях агрессии у детей. Что вы думаете об этой идее?

– У родителя должно появиться желание обратиться за помощью, а не сообщать об агрессии ребенка. Это разные подходы. Нужно помнить, что ребёнок, проявляющий агрессию, – жертва ситуаций, в которые он попадает. Ему надо помогать, учить справляться с порывами.

Ребёнок – не кукла

– Сейчас много говорят об ответственности родителей. А школа, социальные службы, КДН, наконец, разве не должны помогать таким детям?

– Конечно, важна слаженная работа всех структур. Не менее важно и доверие родителей к государственным институтам. Мамы и папы должны знать, что им помогут, а не накажут. И всё же хочу сказать, что какие бы комиссии ни ставили ребёнка на учёт, ничего не изменится, если родители не будут принимать участие в его судьбе.

Также необходимо, чтобы семья и специалисты действовали сообща. Ребёнок – это не кукла, и важно, чтобы ему было комфортно во время решения его проблем. У нас в крае есть немало прекрасных специалистов, которые грамотно помогают решать детские и семейные проблемы. Считаю, что сейчас очень важно поддерживать родителей подростков, объяснять им, как они могут помочь ребёнку пережить трудный период. Например, мы проводим пятичасовой семинар для родителей. Во время тренинга родители встают на позицию детей. Это кардинально меняет взгляды взрослых на воспитание.

ДОСЬЕ
Ирина Чернова. Родилась в Чайковском. Окончила юридический факультет ПГНИУ по специальности «юриспруденция». Дополнительное образование – психологическое. Руководитель реабилитационной программы «На пути героя», эксперт Молодёжного ресурсного центра. Старший преподаватель кафедры социальной работы и конфликтологии юридического факультета ПГНИУ.