Примерное время чтения: 5 минут
4713

«Без истерик». Как подготовить ребёнка к экстренным ситуациям?

Сюжет Вооруженное нападение на пермскую школу, есть пострадавшие
Действия детей в критических ситуациях нужно довести до автоматизма.
Действия детей в критических ситуациях нужно довести до автоматизма. АиФ

В Перми идёт расследование ЧП в школе № 127. В день трагедии многие родители посчитали нужным поговорить с детьми о произошедшем. Можно ли подготовить ребёнка заранее и научить правильному поведению в экстренных ситуациях?

Советы экспертов - в материале «АиФ-Прикамье».

Сохранять самообладание

На примере с ЧП в пермской школе алгоритм действий детей в чрезвычайных ситуациях мы обсудили с автором проекта и преподавателем Академии детской безопасности «Умка» Светланой Неволиной.

«Достоверной картины происшествия мы пока не знаем, но можно сложить примерную цепь событий. Главное, что хочу сказать: четвероклассники молодцы, что сразу, как только появилась возможность, выбежали из класса», – рассказывает Светлана.

По её словам, основной алгоритм действий в критических ситуациях один.

«Нам нужно объяснить детям, что при любом ЧП главное – обойтись без истерик, сохранять самообладание и находиться как можно дальше от преступников. Нельзя плакать и кричать, впадать в панику, оказывать сопротивление, если понимаешь, что нападавший однозначно сильнее, да ещё и вооружён. Любое такое действия может разозлить преступника, спровоцировать новый виток агрессии и усложнить ситуацию», – считает эксперт.

Нельзя плакать и кричать, впадать в панику, оказывать сопротивление, если понимаешь, что нападавший однозначно сильнее, да ещё и вооружён.

Также Светлана замечает, что нужно внимательно следить за происходящим.

«Если есть шанс покинуть место происшествия, то надо это сделать. Но следует объективно оценить возможности: не разумно, например, для этого выпрыгивать из окна пятого этажа. Но в пермской школе дети поступили правильно: они убежали из класса в тот момент, когда в класс вошёл мужчина и отвлёк внимание злоумышленников», – утверждает Светлана Неволина.

Неформальный подход

Эксперт считает, что работа по безопасности детей в школах часто ведут формально, и это надо изменить.

«Однажды я пришла в класс, и спросила у детей, как себя вести, если вас захватили террористы. Они пожали плечами, хотя недалеко от кабинета давно висит плакат на эту тему. Тогда я им рассказала о самых известных и крупных актах террора в России, показала некоторые видео с мест событий. Мы обсудили суть террора и алгоритм действий в таких ситуациях. По окончании занятия весь класс ринулся изучать плакат, о котором я говорила в самом начале. Нам недостаточно развесить плакаты: надо донести до детей серьёзность того, что на них изображено», – говорит тренер по безопасности.

Нам недостаточно развесить плакаты: надо донести до детей серьёзность того, что на них изображено.

Не иллюзии, а реальность

О том, что уже сейчас можно сделать для безопасности детей, рассказала автор проекта и книги «Школа осознанного родительства» Ольга Якимова. После трагедии в пермской школе эксперт поделилась своим представлением о том, какие способы воздействия на детей дадут результат. Она рассказала, как выстроить систему профилактики преступлений с участием детей, и научить их безопасности.

«Нет гарантий, что именно вашего ребёнка никогда не коснётся беда, и его нужно подготовить к тому, что в реальной жизни могут возникнуть и конфликты, и ЧП. Для уроков по безопасности нужно составить список самых распространённых сложных ситуаций, и разбирать подробно именно их: травля, кражи, нападения, похищения и прочее. Причем отрабатывать нужно практические навыки, также, как когда-то в школах нас самих тренировали на случай пожара или выброса вредных веществ в воздух. Тренировать надо так, чтобы довести навыки до автоматизма и исключить панику. Не пригодится? Ну и слава богу!», – говорит Ольга Якимова.

Отрабатывать нужно практические навыки, также, как когда-то в школах нас самих тренировали на случай пожара или выброса вредных веществ в воздух.

По словам эксперта, в представлении многих современных подростков размыта грань между шуткой и правонарушением.

«Нужно ввести курс изучения законов. Чтобы дети с малых лет знали, что «взять телефон посмотреть» и не вернуть – это кража, что «пошутить» звонком в школу о бомбе – это хулиганство, что «просто помочь другу и передать пакет с наркотиками» – это распространение запрещённых веществ. Дети должны понимать, какое наказание их ждёт за такие «невинности» по УК РФ, и то, что незнание законов не освобождает от ответственности», – считает эксперт.

Не ждать, что кто-то сделает за нас

Кроме того, оба эксперта говорят об актуальности тех моментов, о которых общественность вспоминает при каждой чрезвычайной ситуации, в центре которой оказывается ребёнок. Вопрос безопасности детей нельзя полностью перекладывать на школу. Родителям нужно интересоваться тем, что происходит в жизни ребёнка в классе, в школе, при общении с друзьями. Постоянно общаться не только с педагогами, но и с родителями одноклассников ребёнка. Так будут «выплывать» сложные ситуации, и всегда можно будет избежать острого конфликта. Обязательно выстраивать доверительные отношения с ребёнком. При этом периодически заглядывать на его странички в соцсетях: так можно узнать, что тревожит ребёнка, каково его эмоциональное состояние и не завязал ли он опасных знакомств.

Ценность советов наших экспертов заключается в том, что их можно взять на вооружение прямо сейчас, не дожидаясь, когда меры безопасности будут внедрять на государственном уровне. В партнёры можно привлечь других родителей, классного руководителя и педагогов, которые осознают важность вопроса. Если же не удалось найти единомышленников, то статьи и инструкции, как вести себя в экстренных ситуациях, можно найти в Интернете. И вместе с ребёнком разбирать их дома. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах