Третий не лишний
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Многие знают, что медиатор – это небольшая пластина, предназначенная для игры на гитаре. Но мало кто слышал о профессии с таким названием. Что же это за человек, обладающий навыками медиатора?
Анна Хавкина: По сути, это посредник. При игре на гитаре – между пальцами и струнами. А если мы говорим о профессиональной деятельности – между людьми, которые находятся в состоянии конфликта.
– Зачем нужны такие посредники?
– Конфликты бывают разными. В одних случаях люди общаются друг с другом и хотят договориться. Или же доносят свою точку зрения через друзей или родственников. Однако есть ситуации, в которых сторонам очень сложно найти точки соприкосновения. Одному тяжело начать разговор первым, другой считает, что если начнёт диалог, то это будет проявлением слабости. Задача медиатора – быть третьей, беспристрастной стороной, которая поможет людям договориться, даст сторонам возможность поговорить в спокойной обстановке. Последнее очень важно, так как присутствие третьего человека останавливает эмоциональные порывы.
Сор из избы
– Что мешает людям договариваться?
– Есть мнение, что в нашей ментальности принято побеждать и добиваться своего любым путём. Да и в целом люди, в какой бы стране они ни жили, любят быть правыми. Силовой метод разрешения конфликтов обеспечивает быструю победу в спорах, а переговоры и сотрудничество требуют больше усилий и времени.
Чтобы договориться, важно встать на место другого человека и понять, чего он хочет. А так как его желания могут не совпадать с нашими, нужно проявлять гибкость. Многие не готовы чем-то поступиться. Мы можем легко отказаться только от того, что нам не так уж и принципиально. А вот с тем, что имеет для нас большое значение, расстаться трудно.
– Готовы ли люди обращаться к посредникам?
– Не всегда. В нашей стране не принято выносить сор из избы, поэтому нередко дальше наших предложений быть посредниками в конфликтах дело не идёт. Но порой бывает и обратное. Само предложение о вмешательстве медиатора уже заставляет стороны идти на переговоры. Например, у нас была ситуация, когда нам предложили решить проблему, возникшую в одной из школ в отдалённой территории края. Надо сказать, что мы в ассоциации разработали систему писем, которые отправляем стороне, не знающей о медиации или изначально не готовой идти на контакт. В них мы объясняем, что представляет из себя процедура медиации. Говорим о том, что наши сотрудники могли бы стать посредниками в решении возникшей проблемы. Директор школы показала это письмо второй стороне, и люди сразу же пошли на диалог. Они решили: «Неужели мы без посторонней помощи не сможем договориться?»
Мирись и больше не дерись
– Когда в Пермском крае появилась эта профессия?
– Термин используют в России с 2010 г., когда в силу вступил закон о медиации, который регламентирует деятельность посредников в судах. В Пермском крае медиация начала развиваться ещё до того, как вышел закон. Только регион пошёл немного по другому пути. Ещё в 2002 г. у нас начали появляться службы примирения, которые занимались восстановительной медиацией. Специалисты решали конфликты, в которых есть жертва и обидчик. Это довольно специфическая работа, так как в этих случаях садить людей за один стол сразу нельзя. Это просто опасно. Например, супруги, которые очень эмоционально разводятся, сразу начнут повышать голос и оскорблять друг друга. Поэтому сначала с ними разговаривают по отдельности, а уж потом, когда они готовы, помогают общаться лицом к лицу.
Есть службы примирения в школах, где разрешением конфликтов занимаются взрослые и школьники. Также существуют муниципальные службы примирения. Они работают с более тяжёлыми ситуациями. Например, с несовершеннолетними нарушителями закона. В этом случае задача медиатора – помочь ребёнку или подростку осознать последствия своего поступка. Более 90% детей, которые прошли через эти восстановительные программы, больше на правонарушения не идут. Главное для медиатора – удержать нейтральную позицию (отказаться от морализаторства, не занимать чью-то сторону, не давать советы). Если он начнёт воспитывать ребёнка, учить его жизни, то результата не будет. Важно, чтобы несовершеннолетний нарушитель закона осознал тяжесть своего поступка сам.
– Что бы вы посоветовали тем, кто никак не может помириться?
– Для начала подумать, что произойдёт, если ситуацию никак не решать, какие последствия могут быть для обеих сторон конфликта. Во-вторых, понять – хотите ли вы продолжать общение с человеком? В некоторых случаях это возможно сделать. А иногда людям приходится взаимодействовать, даже если нет никакого желания. Например, родителям после развода придётся общаться по поводу ребёнка. Если одна сторона морально уничтожит другую, то что будет думать сын или дочь о папе или маме? Также стоит подумать о том, чего вы на самом деле хотите добиться и можно ли прийти к этому как-то иначе.
Смотрите также:
- Вера Полозкова: «Творчество никогда не было для меня производством» →
- Вкус проигрыша.Кризис среднего возраста Гоши Куценко →
- Владимир Соловьев: Думайте сами, решайте сами →