Невозможно любить край, который не знаешь, говорит педагог дополнительного образования Дворца спорта для детей и юношества «Прикамье» Светлана Карсканова. Она считает, что краеведение и туризм должны быть обязательными в школах. Почему? Читайте новую историю проекта «СПАСИБОНАСТАВНИК».
Один в поле не воин
В образование Светлана Карсканова пришла не сразу. Она окончила Кемеровский технологический институт пищевой промышленности по специальности «инженер-технолог». В 1988 году по распределению попала в Пермь, была проектировщиком, а затем пробовала себя в различных сферах, в том числе в культуре и в недвижимости.
«Несмотря на то, что у меня инженерная специальность, я всё время, так или иначе, соприкасалась с педагогикой. Студенткой работала вожатой в лагере, потом была инструктором детско-юношеского туризма в Кемерово и мастером производственного обучения в одном из училищ в Перми, – рассказала Светлана Карсканова. – Просто мне всегда нравилось работать с детьми, нравился их отклик, горящие глаза. Сейчас я работаю педагогом дополнительного образования во Дворце спорта «Прикамье» города Перми. Это интересно и важно для меня. Знаете, как бывает? Ищешь-ищешь себя, а потом раз – и находишь».
Светлана Карсканова ведёт у детей занятия туристско-краеведческой направленности. За свой труд была отмечена благодарностями, в том числе от Департамента образования администрации города Перми, Министерства образования и науки Пермского края. Подготовила призеров, городских, краевых и Всероссийских конкурсов в области экологии и краеведения. В прошлом году педагог стала финалистом Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодёжью. На этом она не собирается останавливаться. Тем более, когда рядом единомышленники.
«Я безумно благодарна тем людям, которые находятся рядом со мной: моим коллегам из дворца спорта, из школы, – говорит Светлана Карсканова. – Правильно говорят, один в поле не воин. А когда видишь, с какой любовью люди подходят к делу, то вдохновляешься. Моя спина закрыта, рядом есть плечо, на которое можно положиться. Я знаю, что если мне нужна будет поддержка с реализацией моего проекта, то коллеги поддержат. Это вдохновляет, хочется продолжать придумывать новые проекты и, воплощать их в жизнь. Мои коллеги – это пример для меня».
Педагог Екатерина Харитонова рассказала, что познакомилась со Светланой Карскановой в театральной студии. Теперь женщины вместе работают в дворце «Прикамье». И иногда осуществляют совместные проекты.
«Я вижу, как человек, который пришёл не из педагогики, растёт. Все свои навыки и умения, которые она получила в жизни, она реализует с детьми. И, конечно, мы помогаем друг другу, – прокомментировала Екатерина Харитонова. – Существует два вида общения, что в коллективе, что между людьми: конкуренция и взаимопомощь. Я выросла в атмосфере сотрудничества и считаю, что среди единомышленников любая тема развивается быстрее. Совместные проекты между разными наставниками и коллективами детей идут всем только на пользу».
Вызов себе
Например, коллеги подсказали Светлане Карскановой, что существует конкурс экологических проектов «Пермь – мастерская будущего». Педагог решила объявить вызов себе и, принять участие вместе с воспитанниками, тогда ещё в городском конкурсе школьных экопроектов. Её идеи четыре раза находили отклик у предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», которое является организатором конкурса.
«Конкурсы – это хорошая возможность посмотреть на то, что делают другие, узнать что-то интересное и научиться новому», – считает Светлана Карсканова.
Вместе с классными руководителями, родителями и детьми школы «ЭнергоПолис» педагог создала квест-экскурсию и одноимённую игру «Тайны Черняевского леса», основала детскую киностудию «Окно», благодаря которой дети сняли фильм «Один день реки Мулянки» и влюбились в малые реки.
«Ни в одном другом городе не протекает столько малых рек, сколько в Перми. Большая Мотовилиха, Данилиха, Мулянка, Ива – этот список можно продолжать долго. В этом уникальность и изюминка города. Поэтому, для своих проектов мы взяли именно эту тему. И следующим нашим проектом стал сторителлинг «Малые реки Перми». Так появился этот фильм, нам важно было показать, что малые реки огромного мегаполиса доступны, и они требуют особенного трепетного отношения к себе, потому что создают определённый микроклимат в городе. Об этих реках надо знать, и беречь то, что имеем, – рассказала Светлана Карсканова. – Мы с ребятами так вдохновились, что кроме фильма создали игру «Реки и растения», в которую можно играть тремя разными способами».
На изучении малых рек педагог не остановилась. С ребятами они решили поработать в стиле мультипликации. Так появились фильм, выполненный в комбинорованной технике, вкючающий анимационных персонажей, и игра-ходилка «Путешествия Бутпластика и НеЭлектроника», которые посвящены правильной утилизации отходов.
От истории к любви
Светлана Карсканова призналась, что проект «Путешествия Бутпластика и НеЭлектроника» показал, что дети мало знают про утилизацию бытовых отходов. Но и педагоги не могут знать всё. Иногда вопросы детей ставят в тупик, и прежде чем отвечать, приходится искать ответ в разных источниках. Таким образом наставник и его подопечные, порой, растут вместе, делясь друг с другом своими открытиями. Узнавая всё новое и новое.
Но есть то, что должен знать каждый – это история родного края.
«У школьников, которые задействованы в экопроектах, появляется потребность помогать природе. Они хотят, чтобы с каждым днём мир вокруг них становился лучше: улица, город, край. И пусть маленькими шагами, но они идут к этой цели, – говорит Вячеслав Кузнецов. – Поэтому вклад учителей, которые, как Светлана Карсканова, находят силы и время, чтобы вовлечь детей в эту работу сложно переоценить».