Примерное время чтения: 11 минут
408

Ученики – это коллеги. Педагог рассказала, как в Перми развивается бёрдинг

Сюжет Проект «СПАСИБОНАСТАВНИК»
Педагог дополнительного образования Дворца спорта для детей и юношества «Прикамье» – наставник для десятков ребят.
Педагог дополнительного образования Дворца спорта для детей и юношества «Прикамье» – наставник для десятков ребят. / Екатерина Харитонова / Из личного архивa

Познавая мир, дети задают массу вопросов. Почему трава зелёная, а небо голубое? Что такое Луна? На некоторые вопросы ответить несложно, другие – ставят в тупик. Но важно попытаться ответить на все. Ведь даже маленькое любопытство может положить начало большим изменениям.

Педагог дополнительного образования Дворца спорта для детей и юношества «Прикамье» Екатерина Харитонова рассказала, как стала наставником, и как благодаря поиску ответа на вопрос школьников в Перми появилось настоящее движение поклонников бёрдинга.

Маяк по жизни

Екатерина Харитонова в педагогике с 1987 года. За время своей работы она привила любовь к природе, туризму и экологии не одному поколению воспитанников пермского дворца спорта, а её труд был отмечен званием «Инструктор детско-юношеского туризма» и медалью «Почётный педагог России».

Педагогическую стезю пермячка выбрала под влиянием среды, в которой росла. Она воспитывалась на книгах Антона Макаренко, Альберта Лиханова и, начитавшись про учителей, живущих профессией, не рассматривала других вариантов. К тому же интерес к педагогике у Екатерины подпитывала школьная учительница.

Екатерина Харитонова выбрала педагогику под влиянием среды, в которой жила. Екатерина Харитонова выбрала педагогику под влиянием среды, в которой жила.
Екатерина Харитонова выбрала педагогику под влиянием среды, в которой жила. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

«Я думаю, что каждый человек мечтает о встрече с родной душой. Мне повезло. Мы встретилась более 40 лет назад в стенах школы, когда в четвёртом классе у нас стала преподавать Адда Николаевна Зеленина. У неё удивительным образом получалось советовать мне то, что находило отклик в моей душе и до сих пор находится в сфере моих интересов. Для меня она стала маяком по жизни», – рассказала о своём наставнике Екатерина Харитонова.

Школьная учительница стала для Екатерины маяком по жизни.

Например, по совету Адды Зелениной школьницей Екатерина начала заниматься геологией в Доме пионеров и пошла в секцию по спортивному ориентированию. Географическое образование в Пермском госуниверситете выпускница школы № 132 Перми тоже получила благодаря наставлению школьного учителя.

Адда Зеленина, которая стала примером для Екатерины Харитоновой.
Адда Зеленина, которая стала примером для Екатерины Харитоновой. Фото: Из личного архивa/ Екатерина Харитонова

«В моём понимании, основная роль наставника даже не в том, чтобы указать путь, а в том, чтобы мотивировать личным примером. У меня со школы перед глазами был образец того, как надо работать. У Адды Николаевны из года в год были стобалльники по географии и, несмотря на возраст, она продолжала осваивать новые технологии. Это был человек, который никогда не останавливался в своём развитии. И на самом деле сейчас я понимаю, что повторяю всё то, что делала она», – поделилась Екатерина Харитонова.

Учить друг друга

Теперь педагог допобразования сама стала «маяком» для десятков ребят. Многим своим ученикам она помогла определиться с профессиональной траекторией.

«Екатерина Юрьевна очень добрый, отзывчивый человек, но когда необходимо, бывает строгой. Она привила мне любовь к природе и походам, помогла понять, что мне интересно и в каком направлении двигаться дальше, – рассказывает выпускница Санкт-Петербургского государственного университета Мария Попова. – Екатерина Юрьевна внесла большой вклад в выборе профессии. Именно она посоветовала мне поступать в Санкт-Петербург, открыв передо мной большие возможности».

Под присмотром Екатерины Харитоновой Мария Попова, как и многие другие дети, ходила в походы, участвовала в соревнованиях, воплощала в жизнь проекты и выступала на конференциях. Но педагог призналась, что никогда не относилась к своим ученикам именно как к детям.

Своим ученикам Екатерина Харитонова прививает любовь к природе, помогает определить направление развития. Своим ученикам Екатерина Харитонова прививает любовь к природе. Своим ученикам Екатерина Харитонова прививает любовь к природе.
Своим ученикам Екатерина Харитонова прививает любовь к природе. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королёв

«Даже если ребята младше меня, то, прежде всего, они – коллеги, родственные души, с которыми мы развиваемся в одном направлении, – отметила Екатерина Харитонова. – Ведь как поётся в песне Александра Дольского «Мне кажется – я их чему-то учу, а это они меня учат». Мы понимаем, что педагоги должны учить, но на самом деле очень многие идеи тех же проектов приходят именно со стороны детей. Благодаря им я продолжаю учиться и развиваться. Мы взаимодополняем друг друга. Поэтому и отношусь я к ним, как к взрослым людям».

Наставник относится к детям, как к коллегам. Наставник и дети взаимообучают друг друга.

Именно такое взаимообучение педагога с учениками дало старт новому движению в Перми.

Бёрдинг в городе

Как-то раз учащиеся школы № 132 Перми работали над мультфильмом о птицах. В процессе его создания они наткнулись в интернете на слово «бёрдинг» и решили узнать у Екатерины Харитоновой, что это такое. Чтобы ответить на этот вопрос наставнику ребят пришлось прибегнуть к помощи Всемирной паутины, которая подсказала, что этим словом называют наблюдение за птицами.

«Оказалось, на тот момент в Москве уже лет 15 проводились соревнования по спортивной орнитологии. И наши соседи тоже лет 10 проводили соревнования «Бёрдинг в Удмуртии». Вместе с семьёй мы решили принять участие в одном из состязаний. В итоге нам это очень понравилось и мы подумали, чтобы далеко не ездить – надо провести такое событие в Перми. Эта мысль нашла отклик у моих учеников», – вспоминает Екатерина.

Проект «Бёрдинг в Перми» появился благодаря интересу школьников к незнакомому слову. Проект «Бёрдинг в Перми» появился благодаря интересу школьников к незнакомому слову.
Проект «Бёрдинг в Перми» появился благодаря интересу школьников к незнакомому слову. Фото: Из личного архива/ Светлана Неведомская

Так в 2019 году появился проект «Бёрдинг в Перми». Идею провести первые городские соревнования по спортивной орнитологии поддержал «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» – команда учащихся школы № 132 под руководством Екатерины Харитоновой победила в конкурсе «Пермь – мастерская будущего», который проводит предприятие.

Событие прошло настолько успешно, что стало ежегодным. Оно оживило орнитологическое сообщество города и «заразило» пермяков новым увлечением. В 2023 году соревнования пройдут в пятый раз, теперь уже в статусе «межрегиональный» (в Пермь начали ездить команды из Удмуртии).

Соревнования по бёрдингу стали ежегодными.
Соревнования по бёрдингу привлекли людей разных возрастов и стали ежегодными. Фото: Из личного архивa/ Екатерина Харитонова

«У нас стало много поклонников бёрдинга, которые делятся своими наблюдениями в соцсетях, а также тех, кто их поддерживает. Это люди разных возрастов. За время существования проекта к нам не раз подходили и говорили спасибо за то, что мы изменили жизнь, ведь кто-то нашёл отдушину в новом для себя хобби, – делится Екатерина. – Если бы не ребята, которые делали мультфильм, если бы не поддержка предприятия, то, наверное, мы бы ещё долго не услышали о бёрдинге в Перми».

Если бы не ребята, которые делали мультфильм, и не поддержка предприятия, то, возможно, пермяки ещё долго не услышали бы о бёрдинге.

Помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк рассказала, что школа № 132 Перми с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля стояла у истоков лукойловского конкурса, и именно с подачи наставника Екатерины Харитоновой Адды Зелениной появилось название «Пермь – мастерская будущего».

Воплотить проект «Бёрдинг в Перми» удалось в том числе благодаря победе в конкурсе «Пермь – мастерская будущего».
Воплотить проект «Бёрдинг в Перми» удалось в том числе благодаря победе в лукойловском конкурсе. Фото: Из личного архивa/ Екатерина Харитонова

«Ученики 132 школы участвуют и пополняют список победителей конкурса школьных экологических проектов каждый год. В 2023 году он проходит 17 раз. За это время ребята осуществили проекты, связанные с изучением водных объектов, создали киностудию, в которой работают над мультфильмами, путешествовали по краю при поддержке предприятия, – сообщила Вера Мартынюк. – Одним из долгоиграющих проектов стал «Бёрдинг в Перми», который из школьной идеи перерос в краевое, а теперь становится межрегиональным событием. Представляете, как масштаб вырос? Это только один из проектов, который, «выстрелил», но он не единственный».

Учителя школы № 132 стояли у истоков конкурса «Пермь – мастерская будущего».

По мнению Веры Мартынюк, за успешными проектами школьников всегда стоит хороший наставник. Именно он помогает оформить идеи ребят, направляет их и вдохновляет на работу. Поэтому Год педагога и наставника предприятие использует, как возможность ещё раз поблагодарить и заявить о них.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах