Николай Новичков: «За 5 лет Пермский край потерял свою уникальность»

Николай Новичков: «У нас больше нет того духа, который позволял людям из других регионов приезжать в Пермь как на праздник». © / Анатолий Зернин / АиФ

   
   

Пермский край входит в эпоху перемен. По крайней мере, многим хочется так думать. Сменился глава региона. Виктор Басаргин, возглавлявший край почти пять лет, резко поменял курс, заданный предыдущей командой правительства. Что же ждёт нас с приходом Максима Решетникова?

Об этом мы поговорили с Николаем Новичковым, экс-министром культуры Пермского края, руководителем рабочей группы по развитию туризма Экспертного совета при Правительстве РФ.

Сверхзадачи

Марина Сафина, «АиФ-Прикамье»: Что было самым сложным для вас как для министра?

Досье
Николай Новичков. Родился 24 декабря 1974 г. во Владимирской обл. В 1997 г. окончил Волго-Вятскую академию госслужбы. Доктор экономических наук. В 2010-2012 гг. – замруководителя администрации губернатора, министр культуры Пермского края. С января 2013 г. – советник по вопросам туризма министра культуры России. Женат, дочери 12 лет.
Николай Новичков: Найти общий язык с регио­нальными элитами. Имею в виду не только начальников, а представителей художественного творчества, интеллектуальной элиты и общественных деятелей. Кажется, это удалось. Мы продуктивно работали.

– Что бы вы посоветовали новому министру культуры Галине Кокоулиной?

Н. Н.: Ей не придётся выстраивать эти отношения. Она всех знает. Поэтому просто пожелаю терпения и личного мужества. С профессиональной точки зрения хочется пожелать, чтобы наряду с решением текущих оперативных задач она не забывала о глобальных. Необходимо ставить перед собой невыполнимые, на первый взгляд, цели.

   
   

– У вас это получалось?

Н. Н.: Оценивать не мне. Но во всяком случае, сделали мы многое. Например, первый в России фестиваль фестивалей «Белые ночи» длиною в месяц. Он пользовался популярностью не только у пермяков. В 2012-2013 гг.  зафиксировали миллион посещений. Это ведь о чём-то говорит. Для нас это было сверхзадачей, и я рад, что получилось. В этом не было чьей-то личной заслуги. Это была работа команды.

– Многим до сих пор жалко, что фестиваля больше нет.

Н. Н.: Я предвидел такую ситуацию, это не стало новостью. Скорее – неприятным сигналом. Но ведь это не единственное из «не очень хорошего», что за последние пять лет произошло в крае. Можно долго перечислять, но мне не хочется пинать команду, которая сейчас уходит. Придут другие люди – более профессиональные, более интересные, любящие Пермский край.

– Какие самые большие потери в культуре за последние пять лет вы бы назвали?

Н. Н.: Концепция фестивального движения. Это явление, которое создаёт качество жизни и привлекательность региона. Ведь это не просто танцульки или приятное времяпрепровождение. Подобные мероприятия привлекают дополнительное внимание к региону не только зрителей и туристов, но и инвесторов. Это не просто экономические просчёты, а просчёты стратегические в управлении культурной политикой.

– Наверное, слышали заявление Теодора Курентзиса, что он уедет, если не будет новой сцены для оперного театра?

Н. Н.: Да, конечно. Теодор Курентзис – дирижёр номер один в России, один из первых в мире. Естественно, ему нужно пространство для работы, среда, соответствующая мировым стандартам. Я не думаю, что это шантаж. Это разговор. И его нужно вести предметно: строить дорожную карту, двигаться поэтапно к появлению новой сцены и реконструкции театра. Это не единственный объект, который требует внимания и в Перми, и в крае. Но если у нас живёт и работает мировая звезда, то совершенно понятно, что она требует соответствующего к себе отношения.

Как создать поток?

– А чего ещё нам не хватает для развития туризма?

Н. Н.: За эти пять лет мы потеряли уникальность. Например, нет музея «Пермь-36». Откровенно скажем: его не существует сейчас. А это был важный элемент уникальности региона. У нас нет фестиваля «Белые ночи в Перми». У нас больше нет того духа, который позволял людям из других регионов приезжать в Пермь как на праздник. Вот это всё мы потеряли. Остаётся Курентзис. Но это лишь один из столпов. А их должно быть несколько, которые бы формировали культурное, интеллектуальное и даже экономическое развитие региона. Сейчас очень сложно человеку ответить на вопрос: «А зачем ехать в Пермский край?». Причём как туристу, так и инвестору. Пока единственный ответ: у нас работает великий маэстро.

Раньше было чем привлечь внимание людей, и мы фиксировали рост туристического потока.

Помочь губернатору

– Что, на ваш взгляд, ждёт Пермский край с приходом нового губернатора?

Н. Н.: С большим уважением и симпатией отношусь к Максиму Геннадьевичу. Я искренне желаю ему удачи. Он пришёл в регион в сложное время. Пермский край за пять лет сильно сдал по всем позициям. Ему как минимум нужно выправить эту ситуацию. И параллельно решать стратегические задачи. В регионе много людей, готовых ему помочь. Именно помочь, а не воспользоваться его присутствием.

– С приходом Максима Решетникова стали поговаривать, что и культурная революция в Пермь вернётся. Возможно такое?

Н. Н.: Я не думаю, что прямо революция. Но какие-то элементы современной, привлекательной и стратегически важной для региона культурной политики – возможно. Всё будет зависеть от той культурной команды, которая будет рядом с главой. И я надеюсь, что это произойдёт.

– Вы готовы помочь?

Н. Н.: Я точно не готов вернуться в Пермь работать. Для этого есть личные причины. А на расстоянии я и раньше не отказывался помогать. 

Смотрите также: