"Говорят, русская нация вырождается, село погибает, люди там спиваются. Я так скажу: человек видит то, что хочет видеть. Лично я вижу, что рыночные отношения дают возможность проявиться ярким личностям. И не одному или двоим, а многим. Главное - их поддержать. И люди будут работать", - считает глава Кунгурского района Николай Юров.
Психология лю-дей меняется медленно
- С трудом, но менталитет горожан начал меняться. Большинство уже не надеется на государство. Понимает, что все зависит от их собственной инициативы, пробивной способности. Можно сказать такое про сельских жителей?
- Не секрет, что селяне - особая категория, чей менталитет изменить очень и очень непросто. Перестройка идет уже почти двадцать лет, а многие люди, особенно пожилые, до сих пор не понимают, зачем она была нужна.
Перед выборами я два с половиной месяца встречался с жителями самых отдаленных деревень Кунгурского района. Такое ощущение, что они так и остались в старой системе, когда им говорили: вот вам работа - только трудитесь, а все остальное мы за вас решим. Сейчас дело доходит до смешного. Идет встреча с избирателями в сельском ДК. Все жалуются на власть. Встает мужчина: посмотрите за окно - вокруг все заросло бурьяном. За ним старушка возмущается: давно привезли гравий, а яма на дороге не засыпана. А кто должен засыпать? - спрашиваю. - Давайте деньги - засыплем, - слышу в ответ. - Лопаты дома есть? - говорю. - Нас здесь шестьдесят человек, кинем по лопате - и разровняем дорогу.
Начинаешь разговаривать - вроде все понимают, что вопросы местного уровня можно и нужно решать самим. И все же выработанное десятилетиями потребительское отношение мешает включиться в самоуправление и начать действовать.
- Нельзя не учитывать, что сельские люди сильно обижены на власть. Они за годы перестройки потеряли, пожалуй, больше всех. Развалились колхозы, социальная сфера, во многих селах закрыты детсады, больницы, школы. Если у человека собственная жизнь не устроена, его трудно уговорить взять в руки лопату.
- Но другого пути нет. Никто сейчас к нам не придет и не начнет наводить порядок. И собственную жизнь тоже придется устраивать самому. Есть отдаленные деревни, где вообще нет никакого производства. Наиболее предприимчивые устроились на работу к нефтяникам вахтовым методом. Остальным нужна работа. Я всегда говорю: никто не построит вам здесь фабрики и заводы. Остается одно - земля. Сегодня взять участок для подсобного хозяйства не составляет труда. Берите сколько угодно - было бы желание.
К сожалению, фермерских хозяйств в районе осталось крайне мало. В 90-е годы было зарегистрировано 360 хозяйств, на сегодняшний день осталось 12. Остальных задушили налоги. Но заниматься личным подсобным хозяйством никто не мешает. Для этого есть все условия. Сейчас готов пакет законодательных актов по развитию сельских кооперативов. Один кредитный кооператив в нашем районе уже создан. Селяне смогут брать кредиты для личного подсобного хозяйства под 7-8 процентов годовых.
Кроме того, в районе действует фонд поддержки малых форм сельзохпроизводства. Выдаем кредиты личным хозяйствам до пятидесяти тысяч рублей на приобретение техники, домашней живности. Примерно пятьдесят семей уже получили такие кредиты, и еще шестьдесят стоят в очереди.
Сырье под но-сом, а закупаем у чужих
- Только за счет личных хозяйств экономику района трудно поднять. Что еще намерены для этого сделать?
- Одна из главных моих задач - выстроить систему взаимодействия между товаропроизводителем и переработчиком. Смотрите, что сегодня происходит. В районе есть агропромышленный комплекс на 6 тысяч голов крупного рогатого скота. Вся его продукция идет в Пермь. В то же время у Кунгурского мясокомбината потребность в сырье больше раза в три. Но все покупается за пределами района и области. Если бы нам удалось увязать интересы производителя и переработчика, мы смогли бы решить очень многие проблемы. Могу сказать одной фразой - весь район стал бы работать на Кунгурский мясокомбинат.
Очень похожая ситуация на Кунгурской птицефабрике. Она сегодня закупает зерно где угодно, только не у себя в районе. Наша задача - повернуть птицефабрику лицом к местному производителю фуражного зерна. Думаю, это возможно. Мы сейчас как раз занимаемся этим вопросом.
У нас своя пещера и свой Афон
- То и дело приходится слышать с экрана телевизора, что село умирает, люди спиваются. Вы такого же мнения?
- Не согласен с этим в принципе. Просто плохое быстрее бросается в глаза. Да еще если специально искать негатив.... Я думаю, что рынок позволил ярким личностям проявить себя. Надо только их поддержать. И люди будут работать.
У нас в районе есть примеры успешного частного бизнеса. Индивидуальный предприниматель Меньшиков вложил средства в развалившееся предприятие. Сегодня он восстанавливает ферму, занимается животноводством. Люди охотно идут к нему работать, и мы его поддерживаем.
- За счет чего еще, на ваш взгляд, может развиваться Кунгурский район?
- За счет привлечения инвестиций в промышленность. Этот процесс уже идет. Завод железобетонных изделий "Моховое" не так давно приобрела немецкая фирма. Это означает, что наряду со старыми изделиями завод начнет выпускать новые. В частности, малогабаритное индивидуальное жилье. Такой дом, рассчитанный на одну семью, в скором времени можно будет увидеть в Моховом. Стоит он дешевле, чем квартира в городе.
Мы активно изучаем залежи местных полезных ископаемых с тем, чтобы предложить строительство предприятий с их использованием.
В районе разрабатывается программа по развитию туризма. Известно, что природа наша уникальна. Одних памятников природы у нас более тридцати. Я уж не говорю про Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, который считается вторым Афоном и сюда едут люди со всей страны.
- Наши читатели беспокоятся, что любимую пермяками Кунгурскую ледяную пещеру хотят приватизировать. Это правда?
- Это невозможно, поскольку Кунгурская ледяная пещера принадлежит государству. Решается вопрос о включении ее в список Всемирного наследия, охраняемого ЮНЕСКО. Другой вопрос - эксплуатация пещеры. Сегодня этим занимается ЗАО "Сталагмит". Но закончится срок лицензии - и будет объявлен новый конкурс. Так что беспокоиться не о чем. Приглашаю всех читателей "АиФ-Прикамье". Приезжайте к нам отдыхать. Уверяю - вам понравится.