Большая удача встретить учителя с горящими глазами. Такой педагог – верный спутник, который поможет раскрыться потенциалу ребёнка. В Год педагога и наставника важно рассказать о тех, кто поддерживает детей на пути к цели и помогает им покорять новые вершины.
Примером для десятков учащихся в школе № 93 Перми стала учитель начальных классов, заместитель директора по инновациям Светлана Кислицына. Она рассказала, почему выбрала педагогику и зачем занимается наставничеством.
Профессия по любви
В профессию Светлану Кислицыну, как и многих её коллег, привела любовь к детям. Она окончила Пермский педагогический колледж № 1 по специальности «учитель начальных классов», там же освоила программу учителя математики для 5-6 классов. После этого поступила в Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет на направление «учитель русского языка и литературы». На этом Светлана Кислицына не остановилась и получила второе высшее – диплом «педагога-психолога» Пермского гуманитарно-технологического института.
Вот уже 24 года Светлана Кислицына в педагогике. Её профессионализм отмечен высшей квалификационной категорией и различными конкурсными наградами. Например, в 2020 году она заняла третье место в номинации «Заместитель директора» в муниципальном конкурсе «Учитель года».
Педагог не равно наставник
Помимо преподавательской деятельности, Светлана Кислицына занимается наставнической. Эта глава её жизни началась в 2009 году, когда в школе прошли первые научно-практические конференции. Она помогала ребятам писать исследовательские работы. В итоге ребята смогли выступить с ними на краевом уровне.
Год от года учительница всё больше погружалась в наставничество: под её руководством школьники стали выезжать на различные состязания изобретателей. Её подопечные стали занимать призовые места на международных конкурсах.
Работу педагога заметили. В этом году Светлана Кислицына стала лауреатом общественной премии ассоциации центров поддержки технологий и инноваций России, получив нагрудный знак «Лучший наставник молодёжи в области инновационной и творческой деятельности».
Сегодня в школе № 93 появились тьюторы. Они помогают выстроить траекторию развития интересов детей. Это прописано в их должностной инструкции. У наставников же такой инструкции нет. Они занимаются этим добровольно, интуитивно, параллельно своим основным обязанностям. Но зачем им это надо?
Расширяя горизонты
На вопрос «зачем?» Светлана Кислицына отвечает так: «Во-первых, я сама развиваюсь, получаю новые компетенции, многое узнаю. Например, вместе с ребятами изучила, как получить электроэнергию из звука, что такое водородные двигатели и многое другое. Во-вторых, если ученики, которым я как наставник помогаю, одерживают победу, то это для меня огромная радость».
Учитель рассказала, что в её практике были случаи, когда троечники, начиная участвовать и побеждать вместе с ней в конкурсах, поднимали успеваемость в школе. В итоге они становились не только хорошистами, но и примерами для других ребят.
«Это очень мотивирует, когда понимаешь, для чего ты работаешь, и видишь положительный результат этой работы», – прокомментировала преподаватель.
Кроме того, благодаря наставничеству, Светлана Кислицына побывала в Ярославле, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Сочи и других городах страны, где проходили разные конкурсы детского технического творчества.
«Это очень здорово, когда попадаешь в целое сообщество, «тусовку» наставников – людей, у которых горят глаза. Очень заряжает на дальнейшую работу, когда окунаешься в эту атмосферу сотрудничества, знакомишься с новыми интересными людьми, обмениваешься с ними опытом и знаниями. И я всем учителям говорю, чтобы они не сидели на месте, а расширяли горизонты», – поделилась Светлана Кислицына.
Без родителей никак
Подопечные Светланы Кислицыной участвовали во всероссийских конкурсах «Первый элемент» и «Большая перемена», в региональном конкурсе «Гении Прикамья». И это, конечно, не всё.
«Понятно, что являясь помощником для многих детей, я в равной степени не могу уделить всем внимания. И здесь очень большую роль играют родители. Особенно в начальной школе без их участия вообще невозможно ничего сделать. Поэтому я очень плотно с ними взаимодействую. Получается такая связка «наставник-родитель-ребёнок», в которой родитель тоже начинает играть роль наставника, а я же подсказываю, как лучше выполнить и оформить работу, куда её можно направить», – объяснила учитель.
Именно из такого взаимодействия рождаются уникальные проекты. В 2018 году родители учеников школы № 93 узнали о конкурсе «Пермь – мастерская будущего», который проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорсгинтез», и предложили поучаствовать в нём. Первой идеей, которая покорила жюри, стала общая зарядка перед уроками. Благодаря проекту в школе установили радио.
Следующей идеей, которая нашла поддержку предприятия, стал конкурс «ИзобретайEco». Он прошёл уже трижды.
«Мы объединили экологическое воспитание и изобретательство, – рассказала Светлана Кислицына. – Конкурс проходит в двух направлениях: одно из них хендмейкерское (когда ребята в командах должны из вторсырья создать объект на заданную тему), второе из них – проектное (тут заявляются ребята с работами экологической направленности)».
Если изначально конкурс был городским, то теперь вышел на краевой уровень и привлекает школьников из других городов. А некоторые из ребят-участников «ИзобретайEco» попали на Международную выставку юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI).
«Конкурс «Пермь – мастерская будущего» проходит 17 лет подряд, за это время он стал стартовой площадкой для многих проектов. Некоторые школьные идеи уже выросли до краевого уровня и продолжают расширять свои границы. Во многом, конечно, это происходит благодаря наставникам ребят и их родителям, – комментирует помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк. – Дети не могут воплощать свои проекты в жизнь самостоятельно, ведь одно дело придумать что-то, а другое дело описать и продвинуть идею. И здесь без взрослого никуда. А если этот взрослый не просто оказался рядом, но ещё и искренне проникся темой, то ребята просто обречены на успех. Поэтому наше предприятие старается поощрять работу таких педагогов».
Каким должен быть наставник?
По мнению Светланы Кислицыной, наставник, в первую очередь, должен быть примером: активным, стремящимся, инициативным и развивающимся человеком. Он должен оказывать поддержку и уметь сопереживать, ведь на пути развития не всегда всё идёт гладко. И, естественно, он должен обладать нужными компетенциями в том направлении, в котором помогает двигаться подопечному.
Ученица 8 класса школы № 93 Алёна Варлашова рассказала, что педагог Светлана Кислицына даёт волю детской фантазии, но в то же время, если у ребят что-то не получается вовремя подсказывает, помогает, перенаправляет в нужное русло как мысли, так и дело.
«Я считаю, что наставник играет очень важную роль в жизни любого ребёнка. Он формирует определённые ценности, взгляды на жизнь, поддерживает и вселяет веру в себя. Наставник должен быть ответственным, целеустремлённым, отзывчивым, общительным, чтобы показать своим собственным примером, что в жизни необходимо стремиться к исполнению своих желаний, достижению целей. Светлана Леонидовна этими качествами обладает. Она является моим наставником в конкурсе «Большая перемена». В том числе благодаря её поддержке мне удалось дважды стать победителем и в новом сезоне она вновь помогает мне справиться с очередным вызовом», – поделилась восьмиклассница.
Студентка Пермского политеха Екатерина Селезнева даже после выпуска из школы не теряет связь с наставником.
Не все могут жить профессией. Но если подходить с любовью к своему делу, то она обязательно вернётся в многократном размере. Наставник зажигает огоньки в сердцах ребят и эти огоньки потом освещают путь педагога.