Система образования даёт возможность ребёнку выбрать профессию, которая помогает ему состояться в жизни и обеспечить себя.
Об этой особенности французских школ рассказал Юрий Вагин, известный пермский психотерапевт, который три года назад вместе с семьёй переехал на юг Франции.
Негатив против депрессии
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: – Вы постоянно переезжаете из одной страны в другую. На многое в родной стране можете посмотреть со стороны. Какие особенности замечаете в настроении людей здесь?
Юрий Вагин: – Сложная экономическая ситуация отражается на людях. Ими овладевает безнадёжность. Когда тебе плохо, но ты знаешь, что немного потерпишь – и будет хорошо, трудности пережить легче. Самое худшее, когда нет уверенности. Те, с кем я работаю сейчас, видят, что становится только хуже. В России 10-15 лет люди жили в неплохих экономических условиях. Более того, жизнь становилась лучше. Сейчас всё по-другому. Я по образованию врач. Мои коллеги привыкли жить на 40-45 тыс. руб. в месяц. Но за последние три года доходы упали. Состоявшиеся люди уже не могут быстро перестроиться. Им очень тяжело. А требования к работе всё возрастают.
- Что же человеку делать в этой ситуации, чтобы не впасть в депрессию?
Ю. В.: – Поможет негативное мышление. Не путайте с упадническими настроениями и разговорами о том, что всё плохо. Негативное мышление – это когда человек всегда и во всех жизненных ситуациях просчитывает самые плохие сценарии. Такой подход избавляет от тревоги и депрессии. Когда вы расписали все неприятные варианты развития событий, становится понятно, что делать в любой ситуации. К сожалению, в последнее время большое распространение получило так называемое позитивное мышление. На примере моих клиентов скажу – оно способно разрушить жизни даже успешных людей. Они считают, что если у них будет соответствующий настрой, они будут визуализировать результат и верить, то обязательно добьются желаемого. Представил себе новую работу, отношения – и вот они уже есть. А если нет – объяснение простое: плохо визуализировал. При этом люди совершенно забывают о том, что для достижения цели надо что-то делать. А зачем? Они же всё представили и во всё поверили. В результате поклонники позитивного мышления попадают в сложные ситуации, потому что реальность обычно их задумкам соответствовать не желает.
Полная ложка жизни
- Есть ли различия в том, как французы и русские относятся к жизни?
Ю. В.: – Можно сказать, что французы едят жизнь полной ложкой. Они более свободны. У них, к примеру, очень интересное отношение к работе. С нашей точки зрения, перетрудиться они точно не рискуют. Рабочий день начинают в 10 утра. С полудня до 14.00 у них обеденный перерыв. Причём одновременно и в школах, и на предприятиях. Это делается для того, чтобы за два часа все члены семьи могли пообедать вместе. В среду французы работают только до обеда. А если это невозможно, то предприятие устанавливает третий выходной день. Законодательство запрещает работать в выходные, ведь, чтобы работать качественно, человек должен отдыхать.
Точный расчёт
- А работать когда?
Ю. В.: – Им важно, чтобы человек научился меньше работать и больше зарабатывать. Для этого уже со школы французы стараются выявить у детей таланты. Это помогает ученикам в итоге найти профессию, которая им нравится и может обеспечить финансово. Например, моя 15-летняя дочь уже три года учится во французской школе. Там регулярно проходят собрания, в которых участвуют ученики, родители и все учителя. Они обсуждают, что у ребёнка хорошо получается, в чём он наиболее успешен, какие способности ему нужно развивать. И это не отвлечённые разговоры. Дочь уже в юном возрасте знает, что будет делать через 5-10 лет: сколько лет ей надо учиться для получения профессии, какую зарплату будет в итоге получать, какие у неё перспективы для продвижения в выбранном направлении. Когда дочка приезжала в Россию и встречалась с одноклассницами, пришла домой и сказала: «Мама, у них такой русский характер!» Меня эта фраза удивила, и я поинтересовался, что она имеет в виду. Она ответила: «Они абсолютно не думают о будущем». На её вопрос, кем они хотят стать, у девочек не было ответа.
- И всё же наше образование всегда отличалось высоким качеством. Почему же молодёжь с трудом понимает, что делать и кем стать?
Ю. В.: – Я учился в школе № 9. Уровень преподавания был высочайший. Но система образования не была нацелена на определение дальнейшего пути человека. За десять лет учёбы в меня не заложили мысль, что знания, которые я получаю, должны как-то пригодиться в жизни. После окончания класса с углублённым изучением физики я поступил в мединститут. И не потому, что хотел стать врачом. Я вообще не понимал, кем хочу быть. Медицину выбрал потому, что моя девушка поступила в этот вуз.
- Есть ли что-то, что вас особенно привлекло во французской системе образования?
Ю. В.: – Я бы сказал, что в центре внимания всегда стоит личность – то есть ученик, его интересы и склонности. Забота о ребёнке проявляется даже в деталях. Мы – фанаты Нового года. Когда приехали во Францию, встал вопрос, где брать натуральную ёлку. И вдруг дочь приносит из школы бумажку и просит поставить галочку напротив цифр, означающих размер ёлки. Оказалось, что ученикам выдают их бесплатно. По мнению французов, каждый ребёнок имеет право на праздник.
Смотрите также:
- Залог успеха. Антон Деньгин уверен: мир живет по законам теории вероятности →
- Пикап по-пермски: как стать успешным соблазнителем →
- Как из "попоморщера" превратиться в "достигатора" →