Семья под куполом. 77-летняя парашютистка рассказала, как влюбилась в небо

13 февраля 1963 года Нина Гусева совершила свой первый прыжок. С тех пор всю жизнь она посвятила небу. © / Татьяна Титова / АиФ

300-летие Перми – громкий, но не единственный юбилей, который встречает краевая столица в 2023 г. Лётчики, парашютисты и дельтапланеристы города 18 августа будут отмечать 90-летие Пермского аэроклуба. Его воспитанница Нина Гусева посвятила жизнь любимому делу и заразила небом своих детей. Как родилась династия парашютистов?

Досье:
Нина Гусева родилась в декабре 1946 г. С 1963 г. начала заниматься парашютным спортом. В 1969 г. выполнила норматив мастера парашютного спорта СССР. Входила в сборную России. Неоднократная чемпионка Уральской зоны, чемпионка России и Уральского военного округа. Была военнослужащей, входила в сборную команду ПВО по парашютному спорту. Одновременно летала спортсменкой-лётчицей. С 1977 по 1993 г. работала лётчиком-инструктором-парашютистом и командиром парашютного звена Аэроспортклуба. Выполнила около четырёх тысяч прыжков. Замужем, трое детей, восемь внуков и пять правнуков.
   
   

Судьбоносное объявление

Татьяна Титова, «АиФ-Прикамье»: С чем аэроклуб приходит к юбилейной дате?

Нина Гусева: Грустно от того, что сейчас происходит с аэроклубом. Когда в руководство пришли бизнесмены, то как таковой спортивной работы и не стало. Ребята-спортсмены сами платят за прыжки, тренировки в бассейне. И далеко не на все соревнования федерация средства выделяет. В общем, всё решают деньги. Раньше такого не было.

И чтобы что-то изменилось, надо, чтобы пришли люди, которые отстранены от коммерции, которые любят авиацию и думают о будущем. Ведь для того, чтобы были спортсмены, нужно создавать для них условия.

Справка:
Пермский аэроклуб был открыт 18 августа 1933 г. Он, как и другие подобные организации, был призван готовить кадры для гражданской и военной авиации СССР, входил в структуру Добровольного общества содействия авиации (ДОСАВ). В 1962 г. на смену аэроклубам пришли аэроспортклубы (АСК). Сегодня организация разделена на федерации: лётчиков, парашютистов, планеристов, дельтопланеристов, моделистов. Но, по большому счёту, аэроклуб существует как базовый аэродром во Фролах. Там совершают прыжки с парашютом и полёты на частных самолётах.
Парашютисты платят за прыжки. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

– Расскажите, как было раньше. Как вы пришли в аэроспортклуб?

– Я училась в Пермском механическом техникуме имени Славянова, получала квалификацию «техник-электрик». В 1962 г. в вестибюле появилось объявление, что идёт набор в группу парашютистов и в группу мотоциклистов. Мы с моей сестрой Галиной и подругой Людмилой Афониной решили записаться в парашютисты. Стали ходить на занятия, и в аэроклуб.

Первые прыжки мы выполнили 13 февраля 1963 года. 60 лет прошло, а я этот день отчётливо помню. Морозно, солнце яркое, мы с другими перворазниками (совершающими первый в своей жизни прыжок с парашютом – прим. ред.) приехали на аэродром. Самолёт брал за один раз по три человека. Мы с земли наблюдали за теми, кто попал в первые рейсы. Всё казалось нереальным, как во сне. День близился к закату, а мы всё оставались на земле. Уже и не верилось, что успеем.

   
   
Нина и Галина – сёстры-близнецы. Они вместе учились в школе, техникуме, вместе поступили в аэроклуб. Шли параллельным путём. И вся их жизнь связана с авиацией. Фото: Из личного архивa/ Нина Гусева

Нас объявили в последнем взлёте. За штурвалом была лётчица Луиза Фукалова. Она спокойно говорила: «Приготовиться… Пошёл», и доброжелательно улыбалась. Сначала прыгала Людмила. Она такая щупленькая, маленькая была, только руки отпустила, её тут же ветром сдуло. Таким же образом прыжок совершила моя сестра, а вслед за ними – я. Когда парашют раскрылся, передо мной открылась такая красота, такой простор. Все страхи ушли, ощущение лёгкости появилось, петь захотелось. Очень понравилось. Я всем говорю – попробуйте прыгнуть. Это не объяснить.

После первого прыжка дождаться не могла новых занятий в аэроклубе, и в итоге всю жизнь с ним и связала, о чём, кстати, совершенно не жалею. Как бы моя судьба сложилась, если бы не объявление? Неизвестно. Чисто случайно всё началось.

– Как из перворазников вы попали в отряд спортсменов, и какую цель поставили перед собой?

– Весной того же года был набор в спортсмены. Очень много желающих было. Но кандидатов ждала врачебно-лётная экспертная комиссия. Медики проверяли всех тщательно. Не пропускали даже если не хватало каких-то зубов, например. Но мы втроём поступили, и начали заниматься уже как спортсмены. Поставили цель – выполнить мастерские нормативы и стать мастерами спорта СССР. Цель была достигнута.

Нина Гусева перед прыжком, на линии стартового осмотра. Фото: Из личного архивa/ Нина Гусева

– Вам удалось не только получить звание «мастер парашютного спорта», но и стать чемпионкой Уральской зоны, а также завоевать другие награды. Но какая из всех заслуг стала самой значимой для вас?

– Мы втроём (Людмила, Галина и я) в 1969 году стали чемпионами России. Наша команда тогда не особо опытной была – у меня всего 300-400 прыжков насчитывалось, а соревновались мы с серьёзными парашютистами. Тем не менее, выиграли. Это значимо для меня.

Но если уж говорить про награды и достижения, то дети у меня во много раз более заслуженные и титулованные.

Дело жизни для семьи

– Как так получилось, что делом вашей жизни занялись и дети?

– Благодаря аэроклубу я познакомилась с нынешним мужем Валерием Боровиком. Он стал работать на аэродроме инструктором парашютно-десантной подготовки. Я тоже командиром звена была. Наши дети, можно сказать, выросли на аэродроме. Видимо, глядя на нас, начали прыгать. И способными оказались.

Нина Гусева и Валерий Боровик после прыжка. Нина Гусева и Валерий Боровик после прыжка. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

– У вас трое детей. Все они связаны с парашютным спортом?

– Дочка Наташа один раз прыгнула. Ей очень понравилось, но на этом всё. Она ушла в строительную сферу.

Старший сын – Артём Боровик – мастер спорта международного класса, серебряный призёр чемпионата мира среди молодёжи (2004 г.), чемпион мира (2015 г.), многократный победитель и призёр Кубков и Чемпионатов России. В данный момент он входит в состав сборной страны по парашютно-горнолыжному двоеборью (пара-ски). Оно включает в себя прыжок на точность и скоростной спуск на горных лыжах.

Младший сын – Евгений Боровик – мастер спорта России, серебряный призёр кубка мира (2013 г.), чемпион Европы (2013 г.), чемпион России (2022 г.). Он сейчас тоже в сборной страны по артистическим видам парашютного спорта. Также работает в аэротрубе.

Важно то, что сыновья не просто сами что-то делают, они ещё работают тренерами, учат ребят, как наставники. Ну, и внуков, конечно, привлекают: старшие прыгали в тендеме, а младшие на параплане летают и в аэротрубе.

Ну, и нельзя не сказать про жену Артёма Ирину – она мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка Европы среди молодежи (2005 г.), абсолютная чемпионка мира среди молодежи (2005 г.), чемпионка Европы (2013 г.), победитель кубка мира (2013 г.), многократная чемпионка России в личном и командном зачёте.        

– У вас уникальная семья, настоящая парашютная династия. Есть ли у вас какие-то особые семейные традиции?

– Так как мама моя Евгения Ивановна Шкурикова – участник войны, лейтенант медицинской службы – мы всей семьёй всегда собирались в День Победы. Сначала шли на парад, а потом к ней отмечать эту дату. Это был главный наш праздник. Сейчас такого нет, мамы нет уже 24 года. Но тем не менее, на 9 мая ко мне всегда приезжает Галина, мы едем к моему сыну и отмечаем. Когда началось шествие Бессмертного полка, то и в нём стали принимать участие.

Авиация стала делом жизни для Нины Гусевой, её сестры, мужа и сыновей. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Прописные истины

– Вы много лет работали в сфере допобразования, вели парашютную и парапланерную секции, занимались военно-патриотической работой. Стали наставником для многих ребят. Чему, по вашему мнению, надо научить детей в первую очередь?

– Работать с детьми мне очень нравилось. Они благодарные. Но всё равно видно: кто-то жалостливый, а у кого-то с детства проглядывает жестокость.

Я же считаю, главное человеческое качество – это доброта. Она на первом месте. Поэтому и детей я всегда старалась научить доброте.

Своих старших внуков, например, я учу тому, что нужно помогать младшим. Младших учу тому, что нужно слушать старших. Ну, и конечно, нацеливаю их на то, чтобы они учились нормально.

У Нины Гусевой трое детей, восемь внуков и пять правнуков. У Нины Гусевой трое детей, восемь внуков и пять правнуков. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

– А как многодетная мама, какой совет по воспитанию детей вы можете дать молодым родителям?

– Родителям надо понимать, что ребёнок смотрит на них. Их пример очень важен. Если родитель боится чего-то, квохчет вокруг ребёнка, то и ребёнок будет всего бояться.

Поэтому считаю, что надо давать детям больше самостоятельности. Да, быть немного строгими, но при этом растить в любви. Учить опять же доброте, честности и взаимопониманию – это прописные истины.

– Вы всю жизнь посвятили спорту. Как сейчас поддерживаете здоровье? 

– Я очень люблю плавать, учу этому детей и внуков. С удовольствием хожу в бассейн, сын мне абонементы дарит.

Ещё у нас лес недалеко от дома, там разные тропы здоровья. Стараюсь каждый день проходить хотя бы 5-7 км. Движение – это необходимость.

– Что должен сделать каждый человек хоть раз в жизни?

Маму поцеловать.