Распад СССР, глобализация привели к тому, что даже небольшой город на Урале оказался тесно связанным с мировыми политическими процессами. Об этом мы беседуем с Павлом РАХШМИРОМ, известным учёным, доктором исторических наук, который почти 30 лет заведует кафедрой новой и новейшей истории Пермского университета.
Война за веру
- Сегодня говорят о широком распространении экстремистских настроений в мире. Россия, да и наш край, к сожалению, не остаются от них в стороне. С чем это связано?
Для современного мира характерны небывалые прежде иммиграционные волны. В бывшие империи (а СССР тоже можно, по сути, так назвать) постоянно прибывают люди из входивших в них стран и бывших колоний. К нам активно едут выходцы из государств, где распространён религиозный экстремизм.
- Почему именно религия стала почвой для подобных настроений?
- Основные различия между странами, которые столкнула друг с другом глобализация, находятся именно в культурной и духовной сферах. Ярче всего сказываются экономические различия. Однако именно культурные, а особенно религиозные, становятся препятствием на пути сближения народов. Уверен, что религия должна примирять людей, а не разжигать рознь между народами. Те, кто готов воевать за веру, больше всего религию и компрометируют. Но такие люди этого не понимают.
Нужно разобраться
- В Перми против пользователя соцсети возбудили уголовное дело за экстремистские высказывания. Правильно ли это?
- Экстремиста видно невооружённым глазом. Есть много такого, что настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Однако судить нужно не только по взглядам, но и по деяниям. Одно дело привлекать за высказывание, а другое - за реализацию. Надо понимать - либо вы со зла грозитесь убить, либо действительно убиваете. Есть разница.
Определение того, что считать экстремизмом, - задача непростая. В данном случае нужен серьёзный научный анализ. Сейчас, например, в политической полемике оппоненты огульно называют своих соперников то фашистами, то нацистами, что далеко не всегда соответствует действительности. Не каждый экстремист обязательно является фашистом, но каждый фашист - это совершенно точно экстремист. Стоит также учитывать, что экстремизм бывает различного типа. И возникает на разной почве: национализма, расизма, религии и всякого рода фобий.
Нельзя допускать, чтобы это превращалось просто в ругательство. Нужно выработать чёткую терминологию, которую в случае необходимости можно будет использовать в суде.
- Ваши студенты с Интернетом на ты. Как вы находите с ними контакт?
- Преподаю 57 лет, и пока всегда удавалось находить со студентами общий язык. Я - не противник Интернета, многое стало доступным благодаря ему. Мимо него не может пройти ни один исследователь современного мира. Должен признать, что именно материалы из всемирной сети - одна из главных составляющих моих научных работ. И разнообразные СМИ, и книги зарубежных авторов можно найти почти в режиме реального времени. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей понимали: Интернет существует не только для общения и развлечения, но и для серьёзной работы. Другое дело, что, на мой взгляд, он не должен полностью заменять книги. Работа в Интернете и чтение - всё-таки разные процессы. Сеть - это скорость и доступность информации, а книга побуждает нас к основательным размышлениям.
- Ваши научные исследования долгое время были посвящены именно фашизму. Вы продолжаете этим заниматься и сейчас?
- Фашизм - это важная тема истории XX века, поэтому долгое время исследовал именно его. Однако после Второй мировой войны более важным для истории Запада ставят характер отношений между такими идейно-политическими течениями, как консерватизм и либерализм. Сейчас в мои планы входит анализ современного американского консерватизма и того, что в него вносит 45-й президент США, Дональд Трамп, к которому сейчас приковано особое внимание.
- Америка и тема выборов в этой стране не сходят с экранов телевизоров и страниц газет. Зачем нам так подробно об этом знать?
- По-моему, это очевидно. Хотим мы того или нет, но то, что происходит в этой стране, напрямую сказывается на всём мире. В том числе и на нас.
Смотрите также:
- Демократия смутократов.Эдуард Володарский: «Совесть олигархов и чиновников превратилась в бабло» →
- Сергей Титов: «Белой вороной быть не боюсь!» →
- Пермь – Голгофа четвертой власти →