Покорять волны и вершины. Чем занимаются пермские дети-скауты?

Проекты «Продвижение. Создание новых площадок инклюзивного образования» и «Детская судостроительная артель "Цесаревич"» получили поддержку Фонда президентских грантов. © / Ирина Сидорова / Из личного архива

Дети-волонтёры из Перми помогли ребятам с ментальными отклонениями покорить вершины через занятия скалолазанием, а теперь пробуют свои силы в кораблестроении, чтобы уже следующим летом суметь покорить большие волны. Историю двух уникальных проектов скаутского отряда «Данко» читайте в материале «АиФ-Прикамье».

   
   

Судоверфь «Цесаревич»

Скауты отряда «Данко» работают со школьниками в сфере малого судостроения и парусных дальних походов с 2009 года. Более 10 лет волонтёры ходили по рекам на яхте «Цесаревич» 1969 года производства. Если посчитать протяжённость только крейсерских (дальних) маршрутов, то яхта прошла более 33 тыс. км (для сравнения, пробег подобных российских яхт в настоящее время составляет 200 – 500 км). Именно поэтому, к 2021 году юные судостроители ощутили особую необходимость в улучшении любимого водного транспорта.  

Яхта «Цесаревич». Фото: Детская судостроительная артель «Цесаревич»

Восстановление яхты – дело недешёвое, поэтому отряд «Данко» начал искать финансовую поддержку. Вскоре, выиграв конкурс Фонда президентских грантов, скауты начали привлекать пермских школьников в возрасте 8-18 лет к реконструкции корпуса, проводить мастер-классы и практикумы по основам кораблестроения.

«В общей сложности на данный момент задействовано 70 ребят. Раз в неделю они проходят мастер-классы и практикумы. В настоящий момент мы изготавливаем болванку (прим. авт. болванка – это основа для изготовления корпуса яхты). Это нужно для того, чтобы яхта не теряла скорость, когда встаёт на большую волну. Также будет увеличена подводная часть и внутренняя, чтобы она была удобной и просторной», – рассказала руководитель скаутского отряда «Данко»  Ирина Сидорова.

Этот проект интересен не только тем, что реализуется в специфичной для Перми отрасли (вспомним хотя бы то, что у нас есть настоящее кладбище кораблей), но и тем, что в условиях цифровизации, когда хобби, общение и учёба уходят в онлайн, судоверфь объединяет детей в реальной жизни, учит совсем не виртуальному труду.

«Когда мы только начинали проект, многие ребята не знали, что такое ножовка, а сейчас работают с ней, не знали, как называются части яхты, а теперь выучили наизусть, не ходили в походы, а теперь у них есть такой опыт», – отмечает Ирина Сидорова.

После реконструкции «Цесаревич» прослужит без капитальной реконструкции лет 50, говорит руководитель отряда. Уже летом 2022 года детский экипаж отправится на ней по маршруту Пермский край – Карелия – Пермский край на полтора-два месяца.

   
   
Ребята, которые принимают участие в проекте, учатся работать руками. Фото: Детская судостроительная артель «Цесаревич»

По завершению проекта программа по судостроению маломерных судов будет доработана и включена в систему дополнительного образования МАУ ДО «ЦДОДД «Луч» в Перми.

Адаптивное скалолазание

Ещё одним направлением работы отряда «Данко» является скалолазание. Но совсем недавно скауты подошли к привычному делу с совершенно новой стороны – привлекли к занятиям детей с ментальными отклонениями, в том числе аутистов. 

Проект «Адаптивное скалолазание» отличается от многих других программ тем, что с ребятами с особенностями общались не взрослые, а их сверстники.

«Дело в том, что с особенными ребятами работает много специалистов, и логопедов, и психологов, и других. Но это всё взрослые люди, а детям хочется простого общения. Просто поиграть, чтобы их поняли и приняли такие же дети», – комментирует Ирина Сидорова.

Это первый опыт запуска инклюзивного проекта отряда «Данко». Фото: клуб дополнительного образования «Орион»

Организаторы признаются, что поначалу было страшно работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Руководитель отряда «Данко» рассказывает: «Был страх, потому что у ребят другое мышление. На деле всё оказалось проще, чем представлялось. Существуют стереотипы по работе с особенными ребятами (что они не слушают, например), но эти стереотипы разрушились буквально через два-три занятия. Больших сложностей в работе с детьми не возникло».

По словам Ирины Сидоровой, в процессе совместной работы ребята с аутизмом научились искать общий язык со сверстниками, а волонтёры стали проще относится к особенностям окружающих.

Сейчас отряд «Данко» продолжает строить яхту «Цесаревич» и задумывается над тем, как можно сделать проект доступным и для ребят с особенностями развития.