Сдались, но по-прежнему опасны. Где хранятся использованные батарейки?

Опасные отходы должны принимать в УК или ТСЖ. © / Софья Штин / АиФ

Деньги, которые население платит за утилизацию опасных отходов, УК и ТСЖ тратят не по назначению. Почему так происходит? И как кампании по сбору батареек превращаются в пиар-акции? Об этом руководитель экологического фонда «Обитаемый Урал», член наблюдательной комиссии при Общественной палате РФ Вячеслав Марков рассказал корреспонденту «АиФ-Прикамье».

   
   

Банки наполнили

Фёдор Парамонов, «АиФ-Прикаммье»: Вячеслав, два года назад мы с вами разговаривали о том, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором.  За это время что поменялось в сознании людей?

Вячеслав Марков: Определённые изменения, конечно, есть. Среди пермяков стало больше тех, кто не выбрасывает батарейки, а складывает их в специальные ящики или пластиковые бутылки. Однако такая возможность есть далеко не у всех. И с информированностью всё плохо. Обеспечить раздельный сбор обязаны управляющие организации (УК, ТСЖ, ЖСК). Но по своей воле они не горят желанием этим заниматься. Сдвинуть эту махину удаётся благодаря активистам, которые пишут письма в проверяющие и контролирующие органы, и под угрозой штрафов УК начинают шевелиться. «Заставь чиновника работать» - слоган и к батарейкам подходит.

- Напомните, сколько сейчас пермяки платят за утилизацию опасных отходов?

- Три года назад городские власти постановили: в статье квитанции «Содержание жилья» каждые 5 копеек с метра – это средства, которые собственник платит УК или ТСЖ на сбор и передачу отходов 1-4 класса опасности: батареек, ртутных ламп, градусников и т. д. К слову, батарейки относятся ко 2 классу – это высокоопасные отходы.

Наш фонд провел мониторинг, как управляйки относятся к этой обязанности. Из примерно 1,5 тысячи управляющих организаций в городе в прошлом году договоры с заводом на утилизацию батареек заключили около 40 УК/ТСЖ. Из них реально сдают всего пять компаний! (До последнего времени в России только один завод занимался приёмом и переработкой батареек – «Мегаполис-ресурс» из Челябинска. С октября 2017 года батарейки принимает также экологическое предприятие «Меркурий» из Санкт-Петербурга. – Ред.). Это данные с Челябинского завода, с которым у фонда давние контакты. Остальные УК и ТСЖ, видимо, просто обзавелись бумажкой на случай проверки.

- И кто же эти передовики-экологи?

   
   

- Одними из первых начала заниматься сбором и сдачей батареек УК «Уралпрофсервис». У себя в подъездах повесили ящики ТСЖ «Времена года». Принимают лампочки, градусники, батарейки, ничего не прячут, вовремя отдают на утилизацию. То есть делают всё так, как это прописано в законе.

За три года действия постановления управляющие организации начислили пермякам около 36 млн рублей. Куда уходят эти деньги? До предприятий, которые занимаются утилизацией, они не доходят. В УК мне прямым текстом говорят: «Пока санкций нет, ничего делать не будем». А надзорные органы пишут в фонд отписки. Если УК или ТСЖ не организовали у себя приём опасных отходов – это грозит штрафом от 15 до 50 тысяч рублей. Но ни одного штрафа за те же батарейки не выписали.

Спрашиваю природоохранную прокуратуру: «Куда отвозит ртуть предприятие, которое принимает от населения градусники?» В ответ слышу общие фразы о том, что у них есть лицензия, а значит, всё в порядке. Почему не проверить цепочку до конца?

Кто заплатит?

- Как вообще должен быть организован сбор опасных отходов?

- Не нужно изобретать велосипед. Можно пойти по пути других городов-миллионников: Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга. За счёт бюджета выделяется определённая сумма на контейнеры. Их ставят либо в общественных центрах, либо в ТОСах, либо в магазинах по договорённости с ретейлерами. У человека не должно возникать сложностей с тем, чтобы сдать батарейку или другие опасные отходы. Мне непонятно, почему наши контролирующие органы начинают проверять те же управляйки только после обращения граждан. Почему никого до сих пор не оштрафовали за нарушение правил сбора и хранения опасных отходов? Деньги от людей УК и ТСЖ получают, а за утилизацию платить не хотят. А государство смотрит на это сквозь пальцы.

- Каков объём «рынка старых батареек»? Масштаб проблемы?

- По данным Росстата, в Прикамье ежегодно продаётся в среднем от 250 до 270 тонн батареек. Из них, например, в 2017 году мы отвезли на завод 4,5 тонны. Остальные либо где-то хранятся (меньшая часть), либо люди батарейки просто выбрасывают, не думая, какой вред причиняют окружающей среде.

К сбору батареек начали подключаться города и районы края. Краснокамск, Александровский район, Кунгурский район. Проблема в чём: у муниципалитетов нет денег на утилизацию. (Чтобы сдать батарейки на Челябинский завод, нужно заплатить 150 рублей за кг. В стоимость включены и транспортные расходы. – Ред.). То есть опасный отход собрали, отчитались, без проблем. А дальше – стопор, сдавать батарейки не на что. Такая проблема, к примеру, в Соликамске или Березниках. Городские власти кинули клич, народ собрал батарейки - и на этом всё закончилось. Вдруг оказалось, что за утилизацию нужно заплатить. Всё в итоге хранится в школах и детсадах. То же самое и на некоторых предприятиях. Делать красивый пиар на экологической акции научились, а довести дело до конца – нет. Напомню, что по закону больше года хранить батарейки нельзя, их нужно передать лицензированной организации.

- То есть первый этап акции «Сдай батарейку, спаси ёжика» проходит на ура, а дальше всё - затык?

- Примерно так. На меня регулярно выходят школы с одним и тем же вопросом: «Куда деть батарейки?» Присылают фотографии пластиковых бутылок, доверху ими заполненных. Почему бы, например, не предусмотреть в городском или краевом бюджете финансы на эти цели? Школа своими силами организовала сбор, просвещает учеников, но средств на финальный этап акции у неё нет. Редким образовательным учреждениям помогают предприятия-шефы.

В 2016 году тему батареек активно «качали» и некоторые кандидаты в гордуму, проводили акции по сбору в своих округах. Как только избрались - интерес к теме пропал.

- Вы к власти напрямую обращались? Что отвечают?

- Везде говорят примерно одно и то же – нет денег. Если в Год экологии на утилизацию батареек Минприроды не смогло найти денег, то чего ждать в этом году? Хотя, конечно, хочется верить в лучшее. В то, что вопрос решат. У нас современный молодой губернатор. Технократ, прогрессивно мыслящий. Неужели тему со сбором и утилизацией опасных отходов нельзя сдвинуть с места?

По итогам Года экологии у меня сложилось стойкое мнение, что чиновники только отчёты научились хорошо составлять. А в реальности ничего не происходит. Я сейчас говорю конкретно про батарейки. На итоговом совещании с трибуны представители министерства победно рапортуют: «В прошлом году в крае утилизировали 4,5 т старых батареек!» И ни словом не упоминают наш фонд, который собственно и вывез эти батарейки в Челябинск. Немного обидно.