Серые шейки на прикамских прудах. Жительницы Чайковского спасли диких птиц

Травмированный селезень остался один на замерзающем пруду. © / Лариса Петрова / Из личного архива

Отзывчивые и неравнодушные жители Пермского края спасают диких животных. Не так давно пермские зоозащитники выкупили енотовидную собаку, чтобы она не попала на притравочную станцию. Затем помогли лисёнку, которого сбила машина. Другого лисёнка по кличке Фил спас житель Чайковского. Новые истории помощи братьям нашим меньшим из города Чайковского — в материале «АиФ-Прикамье».

   
   

Одинокий селезень на Завьяловском пруду

Огород жительницы Чайковского Ларисы находится рядом с Завьяловским прудом, в центре города. Утки прилетают на этот водоём каждый год.

«Мы их подкармливаем, — рассказывает местная жительница Лариса. — Они нас уже узнают и, когда зовём, сразу летят. Однажды увидели, что один селезень не летит, а быстро-быстро перебирает ногами, торопится, но не взлетает».

Наблюдая за селезнем, Лариса поняла, что у птицы повреждено крыло. Чтобы как-то помочь, она поймала его и отвезла к ветеринару. Это было ещё летом.

«Ветеринар потрогала крыло и сказала, что травма ещё детская. Может, мама села на него, а может, другие утки напали и тяпнули за крыло», — говорит Лариса.

С первыми заморозками большинство уток улетели, но селезень остался на пруду в компании пяти-шести сородичей. Вскоре настал день, когда травмированный селезень остался в одиночестве. Синоптики сообщили о надвигающихся холодах, и тогда Лариса начала подыскивать временное пристанище для птицы.

«Думали, как его ловить: ни сетей, ни лодок у нас нет, — вспоминает женщина. — Попросила у знакомого рыбака сачок. Пришли на следующий день к пруду, а у берега уже лёд. Наш селезень плавает в одиночестве. Глядишь на него — и сердце кровью обливается. Весь день его ловили, замёрзли. Сделали плотик, удлинили сачок. Я надела резиновые сапоги. А он близко не подплывает, боится сачка. Как я на глупую птицу тогда разозлилась!»

   
   

Ещё через день пруд замёрз полностью. Селезень плавал в маленькой полынье шириной полметра.

Птицу ловили на замёрзшем пруду. Фото: Из личного архива/Лариса Петрова

«Тогда решили подключить рыбаков, которые уже сидели на пруду, — продолжает Лариса. — Часа два они ловили селезня, хлебушек ему подкидывали».

Когда птицу всё же удалось поймать, встал вопрос, где она проведёт зиму. Лариса заранее договорилась со станцией юных натуралистов. Ночь пернатый провёл у Ларисы в ванне, а наутро его повезли на станцию.

«Там такие гуси — монстры! — делится впечатлениями Лариса. — Как только выпустили селезня, они начали за ним бегать и щипать! В угол загнали! Мы его забрали тут же».

Через знакомых Лариса нашла женщину, которая приютила птицу у себя в курятнике. На новом месте селезень освоился моментально: прошёлся, сел, а после сам начал пощипывать проходящих мимо кур.

«Когда удалось устроить несчастную птицу, испытала такое чувство, как будто сына отправила в пионерский лагерь! Я всё вглядывалась: не сбили ли с ног, не толкнули ли, не ушибли ли, не отстал ли!» — признаётся женщина.

Лариса благодаря спасению селезня теперь много знает о диких птицах. Она предупреждает тех, кто хочет покормить уток, что им нельзя давать свежий хлеб, особенно чёрный.

«Я кормила кормом для домашних птиц, зерном, морковью, кабачками, — поясняет она. — Сообщали недавно, что погибли около 30 уток от перекорма. Фото я видела — удручающая картина! А ведь люди умудряются кормить даже сладкими кукурузными палочками, что категорически запрещено!»

Некоторое время птица жила в ванной. Фото: Из личного архива/ Лариса Петрова

Чайка со сломанным крылом

Другая жительница Чайковского, Татьяна, нашла на детской площадке детёныша чайки, когда рано утром пошла гулять с собакой.

«Стала к ней подходить — не летает, убегает, хромает. Чайка была взъерошенная, — описывает встречу Татьяна. — Я её поймала, хотя она и щипалась, принесла домой. Птица на ногах почти не стояла. Скорее всего, стукнулась о стену дома».

Первое время чайка жила у Татьяны на балконе. «Я ничего о птицах не знала, — признаётся женщина. — Оказывается, надо было оказать ей помощь в течение двух дней, тогда у неё был шанс восстановиться. Но куда обращаться, я не знала. Город у нас маленький. Везти чайку пришлось в Пермь».

Оказалось, что у птицы в двух местах было сломано правое крыло и на правой лапе раздроблены пальцы. Сначала даже хотели ампутировать крыло, но обошлось. Здоровье птицы улучшилось, хотя летать она больше не сможет. Татьяна приютила раненую птицу у себя на балконе. Но из-за домашних питомцев (кошки и собаки) нужно было подыскивать чайке новый дом.

Чайка подолгу смотрит в окно. Фото: Из личного архива/ Татьяна Иванова

«Я писала во все контактные зоопарки, в группы помощи птицам — никто её не брал. В основном им интересны хищные птицы: совы, ястребы. Юннаты тоже отказались, так как у них живут только домашние птицы».

Хотя само по себе пребывание в городе для чаек возможно — они часто остаются на зиму кормиться на мусорках, — выпускать больную чайку на волю было небезопасно. Не имея возможности летать, она могла стать чьей-нибудь добычей. В неволе без сородичей чайке было непривычно: она часами стояла около зеркала и «танцевала». Но очень быстро пернатый товарищ научился выпрашивать рыбу и освоился.

Через некоторое время Татьяна нашла женщину, которая согласилась подержать чайку до весны. «Весной заберу её в деревню. Будет жить в небольшом загончике между теплицами», — говорит Татьяна.