Трудное детство. Как защитить ребёнка от насильников и маньяков?

Мало объяснить ребёнку, как действовать в сложной ситуации. После обсуждения её нужно проиграть сначала дома, потом в «полевых условиях» - на улице. © / Сергей Копылов / АиФ

Кусаться разрешается

Трагедия пермяков, которые 2 марта потеряли 10-летнюю дочь, взволновала всех жителей города. Водитель такси схватил девочку на улице, когда она возвращалась из школы домой. Тут сложилось всё: школьница забыла дома телефон, шла одна по дороге, где было не так много людей. Именно в этот момент свою жертву высматривал преступник. Позже он её убил. Это ЧП снова подняло тему обеспечения безопасности детей.

   
   

Сотрудники Следственного комитета по Пермскому краю рассказали о росте преступлений против несовершеннолетних жителей края. Подводя итоги работы ведомства, они подсчитали: в 2016 г. возбудили 629 уголовных дел, потерпевшими признали 462 детей. Особое внимание следователи обратили на рост пострадавших от сексуального насилия. Если в 2015 г. жертвами таких преступлений стали 83 ребёнка, то в 2016 г. уже 113.

И без знания этих цифр родители по возможности стараются сопровождать детей в школу. Однако в любом случае будут ситуации, когда ребёнок окажется на улице один. Первые, кто может воспитать навык, как себя вести в той или иной ситуации, – это родители.

– Ребёнку трудно сказать «нет» взрослому человеку, тем более закричать на него или начать вырываться. Поэтому важно вместе с ним формировать навыки безопасного поведения в контактах с незнакомыми и малознакомыми людьми, – говорит Вера Кожарская, генеральный директор регионального центра практической психологии и социальной работы «ВЕКТОР». – Необходимо дать ребёнку понять, что разумная предосторожность – это признак высокого интеллекта, а не трусости. Начинать надо с объяснения того, кто такой чужой человек. Это любой незнакомый ребёнку взрослый, даже если он называет его по имени. При этом важно объяснить, что взрослые бывают разными и порой «плохого» человека сразу не разглядишь. Далее нужно поговорить с детьми о том, чего никогда нельзя делать в контакте с незнакомыми или малознакомыми людьми. Например, брать у них что-то вкусное, провожать взрослых, даже если попросят, садиться в чужую машину, идти смотреть на кошечек/собачек, уходить в подвалы, гаражи, незнакомые квартиры и т. д. Ребёнок должен помнить, что взрослые люди никогда не обратятся за помощью к детям. Можно научить прямо заявлять, что мама запрещает разговаривать с незнакомыми людьми.

Очень важно обсудить с ребёнком ситуации, что нужно делать в случае опасности: кричать, убегать, кусаться, просить о помощи у прохожих. Если становится страшно – зайти в магазин, в крайнем случае разбить витрины. Психологи говорят, что навык можно сформировать только в том случае, если ребёнок понимает, что и зачем он должен делать.

Свободное плавание

Многие пока вообще не готовы отпускать детей «в свободное плавание». Как быть, если оба родителя на работе, бабушки и дедушки тоже не могут помочь? Елена Котова, руководитель благотворительного фонда «Колыбель надежды», предложила создать в Перми службу сопровождения детей.

– Мы должны понять, что дети до 13 лет не способны защитить себя самостоятельно. Поэтому необходимо по заявлению родителей оказывать помощь и поддержку, – считает Елена Котова.

   
   

Татьяна Канадакова, нач. отделения организации деятельности по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Пермскому краю, считает предложение общественницы правильным и своевременным. Однако напоминает, что у этой благородной задумки есть брешь, которую важно залатать до того, как проект начнёт работать. Необходимо тщательно подходить к отбору сотрудников будущей службы. Родители должны быть уверены, что доверяют своих детей надёжным людям. Закон запрещает осуждённым за преступления против несовершеннолетних трудиться в больницах, детских учреждениях, спортивных и культурных организациях и центрах. А вот про работу в сфере перевозок там ничего не сказано.

– Знаю случаи, когда родители вызывают такси и отправляют детей одних, без сопровождения. Это безответственно, – считает Татьяна Кандакова. – Если нет возможности провожать ребёнка до школы, нужно выбрать для него безопасный маршрут. При этом не просто обсудить с ним этот путь, а несколько раз пройти им. Важно не запугивать ребёнка, а научить подмечать любые изменения вокруг себя. Если кто-то идёт за ним – быстро уйти в людное место, спрятаться. Может быть, имеет смысл объединиться с другими родителями, составить график сопровождения детей.

По словам Кандаковой, важно, чтобы у ребёнка всегда был при себе телефон. При этом надо научить его не хвастаться им, а пользоваться только по мере необходимости.

Сверху видно всё

Чужих детей не бывает – эту известную фразу стоит вспомнить даже тем, у кого их нет. В полиции говорят, что, к сожалению, общество в целом пока довольно равнодушно относится к тому, что происходит вокруг. Далеко не всегда люди бросаются на помощь, если рядом совершается преступление.

Большое значение имеет и создание безопасной городской среды. И сотрудники правоохранительных органов, и общественники считают, что необходимо увеличить количество видеокамер в Перми. Сейчас они есть на основных улицах, около школ. А вот дома и дворы системами видеонаблюдения оборудованы редко.

Стоит внимательнее отнестись к тем проектам, которые уже есть. Павел Миков, уполномоченный по правам ребёнка, совместно с управлением Следственного комитета несколько лет подряд многотысячным тиражом издаёт специальные брошюры «Если вашим детям угрожает опасность». В них просто и ясно написано, что нужно делать ребёнку, если к нему на улице пристаёт незнакомец. Эти маленькие книжки раздают во всех детских учреждениях, на всех мероприятиях, во всех территориях края, также они есть на сайте. Может, стоит выкладывать эти брошюры в школьных коридорах, чтобы все могли их взять домой и почитать?

Воспитайте взрослых

Светлана Неволина, координатор поисково-спасательного отряда «Поиск пропавших детей»:

«Считаю, что проблему детской безопасности надо решать сообща. В этом должны участвовать все: городские и краевые власти, правоохранительные органы, психологи, социальные педагоги. По отдельности они тоже работают, у них есть свои программы и проекты, но это менее эффективно.

Инструментов, которые могут увеличить безопасность, множество. В первую очередь, это воспитание социальной ответственности жителей региона, родителей и педагогов. Стоит выпускать социальные ролики, увеличить количество новостей по теме безопасности, чаще проводить беседы на родительских собраниях, организовывать тренинги для педагогов и специалистов. Необходимо доводить до людей информацию о всевозможных полезных гаджетах: трекерах, умных GPS-часах для детей, приложениях мобильных операторов, тревожных кнопках.

Важно изменить и общий настрой СМИ, чтобы они не «разжёвывали» все подробности преступлений, так как это пробуждает подавленную агрессию в потенциальных преступниках. Нужно создавать здоровую атмосферу в Сети и на ТВ».

Научите видеть опасность

Фёдор Парамонов, многодетный отец:

«Одна из главных родительских задач – научить детей видеть опасность, по возможности её избегать, адекватно реагировать. Что мы имеем сейчас? Специально спросил у девятилетней дочки, как обстоит дело с вопросами безопасности в школе. Она рассказала, что примерно раз в месяц детям напоминают, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, ходить в одиночку по вечерам в опасных местах. Ответ меня не удивил, но и не обрадовал. Он, наверное, сгодится для сдачи зачёта по ОБЖ, но не для реальной жизни. В течение следующих 10 минут я смоделировал с дочкой несколько ситуаций, и результат был удручающим. Выяснилось, что если бы незнакомец придумал правдоподобную историю, она бы села к нему в машину.

Дети очень наивны и доверчивы. И одних лекций недостаточно. Нужно моделировать эти ситуации в реальной жизни. И не на уровне задушевных разговоров, а на практике. Этим, как мне кажется, могли бы заняться сообща родители и общественные организации. Чем больше таких ситуаций проиграно, тем чётче ребёнок уяснит правило: с незнакомыми не разговаривать и тем более никуда не ходить». 

Смотрите также: