Проблема, если ребёнок ничего не боится. Это означает, что он очень сильно чего-то боится, но ему легче отказаться от чувства страха, чем сознаться в нём.
Страхи появляются у ребёнка примерно с двух лет, расцветают в три-пять лет, исчезают к семи годам, в соответствии с возрастными нормами развития. Причина страхов – психологическое отделение себя от родителей, неосознаваемое восприятие себя как отдельного существа от мамы и папы: «Я – маленький, один, мир большой и непонятный, потому страшный».
Страх – это сигнальная функция психики. Он предупреждает, что для решения предстоящей жизненной задачи недостаточно сил и знаний, следует подумать, как справиться с проблемой. Если мама и папа рядом, оказывают помощь и поддержку, понимают, принимают, одобряют, ребёнок чувствует себя сильным, способными справиться с любыми трудностями и страхи уходят.
Если мамы рядом нет, тревога и страх растут. Если мама постоянно говорит малышу: «ты беспомощный, ничего не можешь, не умеешь, у тебя не получиться», то ребёнок делает бессознательный «вывод», что он слабый, с «миром не справиться». И, как следствие, страхи остаются надолго, часто на всю жизнь. Они только меняют свою форму с сохранением своего прежнего психологического смысла.
Дети чаще всего боятся волка, лису, медведя, Бабу Ягу, Змея Горыныча (и др.) и современных их заменителей – мультипликационных страшилищ. Свой страх ребёнок привязывает к конкретному образу, так как другого способа выразить своё состояние у него нет. С развитием речи и чувств ребёнок учится проговаривать словами чего и почему он боится.
Универсальное средство «борьбы» со страхами – это формирование уверенности ребёнка в себе и в своих силах. Есть и более конкретные приёмы.
Один из них – это чтение сказок, в которых «даны» готовые сценарии и способы как справляться с разными трудностями. Например, более сильный и хитрый товарищ просит поиграть игрушкой, а потом заявляет, что эта игрушка его. Непонятно, тревожно, что делать? Вспомним сказку «Лиса, заяц и петух» про ледяную и лубяную избушку. Слабый заяц, у которого лиса отобрала избушку идёт и, вот оно – решение проблемы – просит помощи, и он её находит.
Второй способ «борьбы» – это прорисовывание страхов, дополнение страшного образа «несущественными, смешными, забавными деталями. Происходит «обесценивание» страха, снижение уровня тревоги по его поводу. Например, страшному волку можно «повесить» бантик на шею, кольцо в нос, и т.д., насколько хватит Вашей взрослой фантазии.
Но, скорей всего, эти приёмы больше подойдут для профилактики. Когда возникают страхи, механизм их формирования очень сложен, без специалиста бывает трудно разобраться, чего же страшится малыш на самом деле, когда боится волка, и почему именно волка, а не медведя. Наличие продолжительного и устойчивого страха говорит о том, что в Ваших отношениях с ребёнком возникли проблемы, ребёнок не чувствует себя в безопасности. Помогите ему. Обратитесь к специалисту.