Широкие реки, окружённые поражающими воображение скалами. Удивительной красоты пейзажи и впечатляющие невероятными красками закаты. Всё это Пермский край.
Любой человек, который был на сплаве в тёплый сезон, скажет, что катамаранов на реке порой может быть столько, сколько автомобилей на центральной улице Перми. Поток желающих посмотреть достопримечательности (например, Усьвинские Столбы), не иссякает в любое время года.
Что можно увидеть в нашем регионе сейчас, как меняется инфраструктура, из каких территорий к нам приезжают гости? Об этом рассказал заместитель министра по туризму Пермского края Сергей Хорошутин.
Сотрудничать, а не конкурировать
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Прежде чем прийти в министерство, вы много лет проработали турбизнесе. Как вы заинтересовались этой сферой и что вам помогает из этого опыта сейчас?
– В нашем регионе туризм хорошо развит. Много ли у нас компаний, которые работают в этой сфере и какие у региона особенности и перспективы?
– Да, нам повезло с расположением и транспортной доступностью, что даёт довольно большой турпоток. Туристическое сообщество в регионе сильное и разнообразное. В крае сейчас работают более 60 туроператоров, причём три из них появились только за прошедшую неделю. У многих компаний своя специфика. Одни занимаются активным отдыхом, другие – историко-культурными путешествиями, третьи – гастротуризмом и пр. Сейчас отрасль находится на интересном этапе развития. Наступает время сотрудничества, когда туристическим компаниям выгодно и интересно кооперироваться, а не конкурировать. Например, компания, которая развивает активный туризм, может сотрудничать с фирмами, у которых есть кемпинги и глэмпинги, чтобы обеспечить туристам комфортное проживание на каком-то этапе.
А-фреймы и глэмпинги
– Вы упомянули кемпинги и глэмпинги. Такие типы размещения туристов для нас относительно новые, но в регионе они уже есть. Как у нас развивается это направление?
– По классификации Ассоциации глэмпингов, есть четыре популярных типа размещения туристов на природе. Первый – сафари-тенты. Это большие палатки с кроватью, обычно их ставят на уже существующих базах отдыха. Второй тип размещения – А-фреймы. Это дома, похожие на букву А. На верхнем этаже обычно находится спальное место, что позволяет обеспечить прекрасный вид из такого домика. Третий – купольные строения, их обычно ставят на вершинах, в горах. Четвёртый – самые разные модули, они могут быть изготовлены из дерева, стекла и т.д. Такой вид размещения становится всё более популярным, так как все любят, когда есть удобства, даже в лесу, в горах или у воды. Кроме того, это формирует культуру пребывания на природе, что тоже очень важно.
В регионе кемпинги, глэмпинги стали популярны с 2020 года, когда компании из Пермского края выиграли гранты Ростуризма. В 2021 году мы предложили главе региона Дмитрию Махонину организовать и региональный конкурс, так как увидели, что предприниматели готовы работать в этом направлении. В прошлом году край поддержал финансированием пять проектов. Это А-фреймы в Губахе и Осе, модульные глэмпинги в Усьве, глэмпинг-база у Кунгурской пещеры, охотхозяйство в Суксунском районе.
– Жители края любят ездить по родному региону, но и туристов много. Какой у нас турпоток, кто приезжает?
– Хочу определить, какие туристы наиболее привлекательны для любой территории. Это те, которым регион интересен как туристический объект. Нередко люди приезжают в город или край, когда там проходят какие-то интересные или важные мероприятия федерального масштаба. Но это не даёт стабильного роста турпотока. Турпоток принято считать по количеству тех, кто переночевал в гостиницах, хостелах. Размещение в квартирах, а также туристы, которые приехали на сплавы, не считаются.
До пандемии коронавируса в край ежегодно приезжали 750 тыс. человек. По оценкам Ростуризма, доковидный объём регионы должны были восстановить года за три, но у нас процесс пошёл быстрее. В прошлом году в Прикамье побывали ориентировочно 738 тыс. человек. В этом году ожидаем около 800 тыс. гостей. На следующий год, когда будем отмечать 300-летие Перми, губернатор поставил задачу увеличить турпорток до 1 млн туристов. Получится ли взять эту высоту - не знаем. Почему? Пока ёмкость рынка не поспевает за турпотоком. В центре города сейчас строят три гостиницы, но результат мы получим позже, когда они начнут принимать гостей.
В первую очередь к нам едут соседи – жители Свердловской области. Приезжают также из регионов, с которыми у нас есть авиасообщение и куда ходят поезда. В этом плане позитивно могут сработать субсидируемые рейсы. Например, авиасообщения с Москвой.
Кама-река
– Прикамье богато реками. И водный туризм очень популярен. Какие планы по развитию этого направления?
– В первую очередь планы касаются развития судоходства на Каме. Для этого очень важно обустраивать причалы. Пока в нормативном состоянии только два – в Перми и Чайковском. Верхняя акватория пока не может принимать двух- и трёхпалубные корабли, хотя глубина реки позволяет. Мы обратились за советом к специалистам судоверфи. В результате был разработан проект мобильной причальной инфраструктуры края.
Первый мобильный причал появится в Хохловке в следующем году. О желании создать инфраструктуру для него заявили Березники, Оса, активно подключаются Ильинский и Добрянка. Например, Березники помогут нам развивать путешествия в Соликамск, Чердынь, Красновишерск. Оса станет хорошей и удобной остановкой между Пермью и Чайковским. Для нас важно, чтобы территория была готова не только обустроить причальную инфраструктуру (например, заасфальтировать подъездные пути), но и обеспечить возможность разместить рядом ярмарки. Для предпринимателей это очень удобно, так как всегда известно, когда придёт круизное судно.
– В регионе планируют открыть так называемый проектный офис, который даст возможность всем бесплатно получить фото и видео туристических мест региона. Почему решили его открыть и как он будет работать?
– Идея появления проектного офиса была простой – нам нужно постоянно взаимодействовать с другими регионами, СМИ, блогерами, чтобы у них были самые современные фото- и видеоматериалы. В этом заинтересованы и наши туроператоры. Поэтому сейчас создаём банк такой информации, чтобы все желающие могли им бесплатно пользоваться. Это могут быть как профессионалы, так и обычные люди, которые решили разместить изображение красивого вида на своей продукции. Как и где именно можно будет найти эту визуальную информацию - пока сказать не могу. Часть контента появится уже осенью на каналах министерства – сайт visitperm.ru, группа «ВКонтакте» и в телеграм-канале.