Ценности и «система координат» человека могут меняться в течение жизни – и это нормально, говорят психологи. Однако за сменой жизненных ориентиров часто скрывается страх перед изменениями. Но некоторым удаётся его побороть.
Как журналист стал учиться на ювелира-монтировщика? Зачем дипломированный лингвист сдаёт ЕГЭ по химии и биологии? Истории двух девушек, которые, не побоялись круто изменить профессию, – в материале «АиФ-Прикамье».
«Может, это знак?»
Ещё в начальных классах учеников просят нарисовать профессию мечты. Так начался путь пермячки Анастасии Лифановой к журналистике. Срисовать женщину-репортёра было легче, чем пилота авиации, поэтому выбор школьницы был очевиден.
«А в старших классах появилась школьная газета и я начала заниматься ей. Из всех сфер, которыми я тогда интересовалась, эта нравилась больше всего», – вспоминает Анастасия.
Развивать способности девушка начала также в молодёжной школе журналистики, а к моменту выбора предметов для сдачи ЕГЭ уже чётко определила, что это будут «Русский язык» и «Литература», необходимые для поступления на журфак.
Старания пермячки оправдались: она поступила на бюджет в Пермский университет (ПГНИУ). К слову, на направлении «Журналистика» тогда (в 2017 году) установился максимальный проходной балл в вузе на тот год – 273, а бюджетных мест было всего пять.
«До третьего курса у меня были определённые амбиции в этой сфере. Но на четвёртом курсе… Не знаю, что произошло… Мне перестали нравиться те задачи, которые нравились раньше. И на выпускном, получив «красную корочку», я не почувствовала той радости, которая должна быть, когда достигаешь хорошего результата», – рассказывает Анастасия.
Параллельно учёбе девушка работала выпускающим редактором в одном из пермских молодёжных медиа. Но после выпуска всё больше начала понимать, что не хочет превращать журналистику в дело жизни.
«Я задумалась, а если выбирать работу исходя не из навыков, а из того, что нравится (по душе)? Мне всегда нравились животные и делать что-то руками, поэтому начала «гуглить». Так наткнулась на вакансию ювелира, где скобках было указано: «с обучением». Ещё там был адрес, оказалось, что место работы рядом с домом. И я подумала: может это знак? Особенно привлекло то, что предприятие готово было обучать с нуля», – вспоминает Анастасия.
Так пермячка устроилась в филиал одного из крупных в стране ювелирных заводов.
«Из всех странных вещей что я делала – это самая странная. Но на неё большая часть окружающих меня людей отреагировала положительно: «Прикольно», «Вау!», «Удачи!». Единицы спрашивали: «Точно?», «Ты уверена?». И родители спокойно к этому отнеслись. Бывшие коллеги поддержали», – отмечает Анастасия.
Молодая пермячка занимается изготовлением ювелирных украшений уже три месяца. Так как Анастасия ещё учится, она отрабатывает базовые задачи монтировщика: соединяет части серёжек, выравнивает кольца, убирает литники (стержни, которые поддерживают модель во время изготовления литейной формы и остаются после литья у всех изделий – прим. авт.), стачивает лишнее. Ей пока не дают сложных в сборке изделий.
«Раньше, когда что-то не получалось, то хотелось закинуть задачу в угол, а тут мне хочется разобраться, добиться желаемого результата. Это место мне пока нравится», – говорит девушка.
Пермячка не жалеет о том, что отучилась на журналиста. Она считает, что специфика этой профессии, которая требует гибкости, помогла ей заглянуть в другую сферу и возможно найти себя.
«Жизнь длинная. Я в это верю. Предпочитаю сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть», – подытожила Анастасия Лифанова.
При этом начинающий ювелир-монтировщик не исключает, что когда-нибудь захочет вернуться в журналистику. Чтобы «не потерять форму» пермячка продолжает работать над медиапроектами, но теперь относится к этому как к хобби («Поменяла хобби с работой»).
«В чём моё признание?»
Нередко выбор школьникам помогают сделать родители. Так было у Дарьи Панченко.
«В 11 классе мы с мамой стали обсуждать, чем я могла бы заниматься в будущем, отталкиваясь от того, какие ЕГЭ я могу сдавать. И мы поняли, что по-настоящему хорошо у меня идут языки. Английский казался мне призванием, да и мама учитель английского», – вспоминает Дарья.
Так пермячка остановила свой выбор на направлении «Лингвистика» факультета современных иностранных языков и литератур ПГНИУ. Она выбрала в качестве основного языка испанский. Но на третьем курсе, после начала практики, любовь к будущей профессии стала таять.
«Я ездила на конференцию в ООН. Бегала туда-сюда, переводила. Это было круто! Но потом поняла, что таких возможностей, как та поездка, у меня будет мало. В остальное время вариантов применения моих знаний не так уж много», – говорит Дарья.
Пермячка признаётся, что доучиваться было сложно, так как пропало понимание того, что будет дальше. Тем не менее, она довела начатое до конца и получила диплом лингвиста.
«Я довольна тем, что получила образование. Но оно не приводит меня к мыслям о том, что это моё место в жизни. Хочется делать что-то волнующее, интересное, приносить пользу», – объясняет девушка.
Сегодня Дарья Панченко работает модератором-асессором в одной известной IT-компании, преподаёт английский, а ещё – готовится к сдаче ЕГЭ. Теперь она хочет стать медиком.
«Как говорят, люди становятся экспертами по тому, что происходит в мире: чемпионат мира по футболу – экспертами по футболу, что-то в политике – политологами. В мире случился ковид, и я начала увлекаться доказательной медициной. Мне хотелось заняться просветительской деятельностью, чтобы развеивать заблуждения людей. Но это только вызывало синдром самозванца: чему я могу научить, не будучи медиком или учёным?» – рассуждает пермячка.
Мыслями о смене сферы деятельности Дарья поделилась с близкими и знакомыми. Окружающие поддержали её.
«Я благодарна за эту поддержку. Вокруг много примеров того, как бывает иначе – когда люди хотят поменять свой путь в 23-25 лет, а им говорят: «Тебе не 17 лет, иди лучше работу ищи». Мне тоже казалось, что поздно начинать что-то новое. У меня сложилось ощущение, что другого пути нет. А потом я поняла, что это не так. 24 года – это ещё очень мало», – рассказывает пермячка.
Начать свой путь к новой сфере Дарья решила со школьных знаний – купила учебники, начала посещать подготовительные курсы и записалась на сдачу экзаменов.
«Не знаю, чем я занималась на уроках биологии и химии в школе. Всё, что я сейчас изучаю для меня абсолютно незнакомо. Ни слова. Конечно, есть опасения, что не получится поступить в этом году. В любом случае эти знания мне очень нужны, меня это очень увлекает», – делится Дарья.
Пермячка хотела бы поступить в медицинский вуз, но рассматривает и другие варианты, например, магистратуру, которая даст базис для занятий научно-просветительской деятельностью в медицинской сфере.
Как решиться на смену профессии?
Истории Анастасии и Дарьи скорее исключение, чем правило. Многие, понимая, что профессия не приносит удовольствие, продолжают заниматься нелюбимым делом, так как просто боятся что-то менять. Почему так? С этим вопросом корреспондент «АиФ-Прикамье» обратился к психологу.
По словам эксперта, чтобы решиться на изменения в жизни, необходимо выстроить свою идентичность. Что это значит?
«Необходимо заметить себя, распознать свои потребности, ценности, увидеть сильные стороны своей личности, обнаружить уязвимые места и риски. В ходе изменения человек боится не только и не столько самих изменений, сколько потерять себя, испытать еще более сильные эмоции, в том числе неприятные», – поясняет Екатерина Игнатова.
«Для фиксации собственной точки развития ответьте себе на два вопроса: «Что в моей жизни нужно отпустить прямо сейчас?» (определение предмета «оставления» запускает осознанное изменение) и «Что находится за сценой в запасниках моей жизни и ждет своего часа?». Перемены в трудовой жизни – это просто перемены. Стоить осознать свои представления о себе, о мире, сформулировать определенную цель. Стресс, конечно, сильный триггер, однако ветер перемен может быть "добрым и ласковым"», – подытоживает психолог.