Двукратный чемпион России Григорий Трегубов поделился с сайтом «АиФ-Прикамье» интересными фактами своей биографии и дал ценные советы начинающим автогонщикам.
Григорий Трегубов известен всем, кто хотя бы немного интересуется автогонками. Организатор гонок «Трек 400» в Перми, руководитель пермской гоночной команды RRC-GT, в прошлом выпускник автодорожного факультета пермского ПГПУ, а ныне сотрудник НПО «Искра» находит в своей жизни время на всё: семью, работу, организацию автоспортивных соревнований. Всё это он делает с завидным успехом.
Виктор Михалев, «АиФ-Прикамье»: – Когда вы впервые увлеклись гонками?
Григорий Трегубов: – Мой самый первый официальный старт был в 1997 году в 21-летнем возрасте. Тогда я выступил на «Уральском ухабе». Заниматься гонками я начал с прокатного картинга в достаточно зрелом возрасте, самая интенсивная практика любительского картинга была в 2002-2008 гг., как результат – многочисленные победы в соревнованиях в Москве.
– Ваши родители имеют отношение к автоспорту?
– Нет. Отец-автомобилист привил мне любовь к машинам. В детстве я делал попытки пойти в секцию автокросса, но мама категорически сказала: «Нет».
– Помните свою первую машину?
– Это была отцовская «семёрка». В семье всегда хотели «Ниву», поэтому, когда её купили, мне отдали старый автомобиль.
Ралли для спокойствия
– Помогает ли участие в автогонках справиться с негативными эмоциями от езды на дорогах общественного пользования? Так сказать, «выпустить пар».
– Да, помогает. Сейчас на городских дорогах я очень спокоен и лоялен. Раньше до гонок я ездил достаточно агрессивно, порой некорректно, по мере того, как стал участвовать на уровне чемпионатов и кубков России, поведение на дороге изменилось кардинально. Практически все, кто участвует в соревнованиях, на дорогах общего пользования ведёт себя корректно.
– Вам приходилось получать серьезные травмы в соревнованиях?
– Травм не было, но прецеденты были. Моя дисциплина – это ралли, автомобиль достаточно защищённый: каркас безопасности, специальные сиденья, шеститочечные ремни, получить травму маловероятно. Мы не едем в толпе машин, а соревнуемся, в первую очередь, сами с собой, боремся со временем. А вот по дороге на гонку может произойти обыкновенное гражданское ДТП.
Но всё же и на соревнованиях были очень сильные аварии, например, летом 2012 года на ралли мы практически уничтожили гоночный автомобиль, но сами при этом не пострадали.
– С чего начать будущему автоспортсмену?
– Начинать лучше с прокатного картинга – это самое бюджетное и точное мерило мастерства. Он доступен, в любой момент можно прийти и попробовать свои силы, он не научит каким-то траекториям, но поможет почувствовать баланс машины.
– С какого возраста лучше начать заниматься автоспортом? Есть ли у девушек шанс достичь успехов в гонках и составить конкуренцию юношам?
– В юношеском возрасте все равны. Мальчишек и девчонок можно лет с восьми пробовать сажать за руль карта.
Важно понимать, что ребенок должен при этом действительно развиваться и получать удовольствие, а не быть инструментом амбиций родителей.
Девушки и женщины порой могут обойти мужчин в автоспорте. Наглядный пример –выступление Елены Зориной из Ижевска на «Треке 400».
– Есть ли польза от компьютерных гоночных игр?
– Несомненно, да, с точки зрения развития пилота. Доказано практикой, что многие успешные раллийные пилоты практикуют компьютерные игры. Они помогают понять физику движения, они не травмоопасны и не требуют затрат, но важно помнить, главное – не переборщить и не испортить зрение.
– А навыки управления мопедом или мотоциклом помогают пилоту автомобиля?
– Одно другому не мешает, в моей практике было, что я ездил в картинге и при этом участвовал во внедорожных соревнованиях. Абсолютно разные дисциплины, но одно другому помогало.
Любая дисциплина что-то приносит пилоту, по сути, надо уметь ездить на любом самом простом транспорте, тогда всё будет хорошо на раллийном спортивном автомобиле.
Гонщик без прав
– Нужно ли автогонщику иметь водительское удостоверение?
– Если соревнования проводятся на закрытой территории, то права не нужны, достаточно только лицензии. Например, Евгений Новиков выиграл Кубок России в день своего 16-летия, весь сезон он ездил только по спецучасткам, а на «перегонах» вместо него за руль садился штурман. Не надо ждать получения водительского удостоверения, если есть возможность у родителей и желание у ребенка – надо пробовать.
– Есть ли смысл пройти курсы контраварийной подготовки или окончить школу экстремального вождения?
– Туда лучше идти уже с опытом участия в гонках, с багажом приобретённых ошибок, чтобы их исправили.
– С какой машины лучше начать?
– Достаточно купить недорогой подержанный заднеприводный автомобиль ВАЗ. Начинать лучше с него – научит чувствовать баланс автомобиля, тонко «жать на газ», держать нужный угол на руле, контролировать все скольжения. Заднеприводный автомобиль гораздо требовательнее к пилотажу, это позволит развить навыки вождения, не надо гнаться за дорогим гоночным автомобилем.
– Где в Перми на своей гражданской машине можно попробовать силы, прежде чем окунуться с головой в автоспорт?
– Самое доступное – это, конечно, серия гонок в Камской долине, любой может приехать и попробовать себя в роли пилота.
Участники выступают на самых разнообразных автомобилях: от «Жигулей» до Nissan GT-R.
Кроме этого, в Песьянке есть специальная подготовленная трасса, там можно получить консультации и попробовать силы на своём гражданском автомобиле. Единственный момент – трасса грунтовая и лучше по ней ездить зимой, чтобы не пострадал автомобиль.
– Если уже есть машина, подготовка и уверенность в себе, с каких гонок лучше начать?
– Я бы рекомендовал пробовать с автомногоборья, в этой дисциплине можно выступать на простом гражданском автомобиле. Поможет раскрыть себя полностью, кроме этого, дисциплина более доступна, чем другие. А затем уже практиковаться в дисциплинах «Трек 400» и кросс.
– Как правильно найти и выбрать наставника или тренера?
– В Перми с этим сложно. Человек должен сам искать в себе резерв, участвовать в соревнованиях, видеть, что он кого-то не обгоняет и анализировать, почему это происходит, думать, как компенсировать эти недостатки.
Тут очень сильно помогает дружеская атмосфера участников любительских соревнований.
Подспорьем опять же будут гонки в Камской долине, до соревнований проводятся тренировочные заезды, а после всё обсуждается среди участников, ребята обмениваются опытом и советами, разбирают свои ошибки.
– Возможно ли записаться добровольцем (волонтёром) на гонки в Перми, помогать местным экипажам и одновременно набираться опыта?
Мы очень нуждаемся в кадрах, нам нужны маршалы на трассе, мы готовы научить, как работать с флаговой сигнализацией. Например, на «Треке 400» работает не менее 50 человек.
– Можно ли заработать на жизнь выступлениями на гонках?
– В России шансов практически нет. Приходя в автоспорт, надо чётко понимать, что получать большие деньги удаётся единицам, только лучшим из лучших.
– Что интересного увидит зритель на финале «Трека 400» 20 марта?
– Это финал, зритель увидит борьбу лучших из лучших. Всю зиму мы проводили отборочные этапы в трёх регионах: Свердловская область, Удмуртия и Пермский край.
Наши гонщики пока уступают пилотам из Екатеринбурга и Ижевска, но это не проблема, нам надо больше практики. Наши пилоты – Ильдар Кучукбаев и Андрей Фадеев, оба прошли в финал.
Будет жаркая гонка, заезды начнутся примерно с 10 утра и продолжатся до 7 вечера.
Мы планируем привезти командные четыре автомобиля Subaru, чтобы покатать зрителей, также будет традиционный розыгрыш подарков.