Собаки тоже любят читать
Михаил Старцев продаёт книги уже больше 12 лет. За это время у него накопилось немало интересных наблюдений о пермской читающей публике. Оказывается, читать сегодня стали гораздо меньше. Все гоняются за деньгами, считает Михаил. Да и жизнь стала динамичнее. На чтение времени совсем не остаётся. Основные потребители литературы - люди в возрасте от 30 до 50 лет. Они читают всё - и серьёзных современных писателей, и лёгкое чтиво. Те, кто старше, покупают в основном брошюрки о здоровье. Молодые всеядны, но приходят за новинками не так уж часто. Зато книги обожают собаки. Каждый день в магазинчик заглядывают люди, которым срочно нужно купить книгу, потому что другую такую же порвал любимый пёс.
По выбору книг о покупателе можно сказать многое, убеждён Михаил. К примеру, к нему постоянно приезжают за новинками жители маленьких городов и деревень Прикамья. В основном это мужчины, которые покупают боевики и читают их запоем. Как правило, это закодированные алкоголики, выяснил Михаил. Как говорится, природа не терпит пустоты. Замену водке многие находят в книгах. Тем более что в маленьких городках заняться больше нечем.
- Мне порой кажется, что в Перми живут люди только еврейской национальности, - продолжает М. Старцев. - Именно они составляют основной костяк покупателей. А ведь на самом деле евреев в Перми не так уж много.
Я заметил, что самые симпатичные люди покупают книги в стиле "фэнтези". Читатели все как на подбор с высшим образованием, имеют высокий интеллектуальный уровень. Всегда пребывают в хорошем настроении. Видимо, им удалось сохранить в себе ребёнка.
Есть ещё одна интересная категория людей - женщины от 35 и старше, которые считают себя интеллектуалками и всячески это подчёркивают. Они покупают книги Людмилы Улицкой, любят Дину Рубину и брезгливо отзываются о Дарье Донцовой. В общении эти женщины не очень приятны. Именно потому, что любят возвышать себя над другими. Однако после такой покупательницы может зайти человек, который обожает серьёзную литературу, и при этом получает удовольствие от лёгких романов. Такие самодостаточные люди никогда не будут оценивать интеллект другого человека по тому, что тот читает.
Колдуньи ищут магию в книжках
Михаил считает, что в Перми ещё не сложилась культура траты денег на книги. Люди спокойно купят китайский ширпотреб за тысячу рублей, но не потратят эти деньги на литературу. Однажды продавец поделился этими мыслями с женщиной, которая долго рассматривала толстый альбом русских живописцев и жалела на него денег. Стоил он прилично - 800 рублей. После примера Михаила с китайской одеждой покупательница, не раздумывая, выложила деньги и ушла с книгой.
Особую категорию людей составляют покупатели литературы о магии. Сегодня такие книги пользуются большим спросом. За брошюрами приходят даже цыганки, которые вроде по наследству должны получать эти знания. Однажды магия коснулась самого Михаила. К нему пришла женщина, чтобы купить десять томов сочинений сибирской целительницы Натальи Степановой. За такую большую покупку попросила сбросить сто рублей. За это, говорит, я прочитаю заговор на хорошую торговлю. Михаил согласился, уступил покупательнице. Женщина что-то пошептала и ушла. И после этого началось: покупатели шли косяком, выстраивались в очередь. В тот день удалось продать столько книг, сколько обычно уходит за неделю.
- К сожалению, есть среди моих клиентов люди, которые не понимают, что читают, - рассказывает Михаил. - К примеру, одна дама несколько лет покупает у меня книги Лулле Вилла. Эта женщина-автор сама вылечилась от рака. Она рассказывает, как можно избежать множества жизненных проблем - надо учиться мыслить позитивно, не пускать в себя негативные эмоции. Так вот моя покупательница, когда пришла за очередной книгой, узнала, что издание подорожало на 15 рублей. Её реакция была прямо противоположна философии, по которой женщина стремилась жить. Покупательница ударила о прилавок книгой и разразилась бранью в мой адрес. Оставалось только её пожалеть. Или вот ещё пример. Мужчина покупал книги по психологии процветания и богатства. Смысл всего этого в двух словах - не экономь на спичках, а больше зарабатывай. Покупатель, видимо, эту истину не уяснил. Он тоже долго ругался, когда узнал, что его книга стала стоить дороже на 10 рублей. В итоге так её и не купил.
Кстати, книги о том, как больше зарабатывать и богатеть, никакой пользы не приносят, убеждён Михаил. Зарабатывают на них только авторы этих бестселлеров. Покупатели же из года в год продолжают покупать книжки о психологии богатства, но сами лучше жить не начинают.
Очень странно ведут себя некоторые пенсионеры, когда приходят в книжный магазин. Они ругают всё, что попадается под руку: "Срам один издавать стали. Почитать даже нечего". Михаил объясняет это так: многие пожилые люди не готовы воспринимать новое. Хотя и им нашлось бы что почитать.
Кстати, пермяки совсем перестали обращать внимание на русскую классику. Разве что студенты по необходимости покупают. Также после новых экранизаций Достоевского и Булгакова люди потянулись за произведениями, но ажиотаж быстро спал. Хотя серьёзную литературу читать надо, считает Михаил. По его мнению, достойная книга способна сделать хорошего человека ещё лучше, умного - ещё умнее. А вот глупца она исправить не в силах.