Через столько лет внедрения ударными темпами рыночной экономики диву даешься, какая дикость царит в отношениях между продавцами и покупателями. Нет, не научились у нас ещё культуре обслуживания, не думают о людях, не сдувают с нас, добросовестных потребителей, пылинки. И за примерами далеко ходить не надо. Достаточно открыть самую знаменитую книгу эпохи советской торговли - книгу жалоб и предложений.
Вот, в одном, с позволения сказать, супермаркете, точнее, в его книге жалоб и предложений появилась такая запись: "Сотрудник вашего магазина проехал по моим ногам коляской для продуктов. Своими действиями он нанёс мне материальный ущерб, так как мне пришлось дополнительно приобрести крем для обуви. Репликой "что, нерусский, что ли?" ваш сотрудник оскорбил меня морально и поставил под угрозу хрупкость межнациональных отношений". Каково? Это просто образчик хамского поведения некоторых несознательных работников торговли. Дальше - больше.
На дверях другого магазина однажды появилась бумажка за подписью администрации: "С колясками вход запрещён". Дискриминация налицо. Ведь любая мамочка побоится оставить коляску с ребёнком на уральском морозце. В результате - не приобретёт детское питание, и ребёночек останется голодным. Разве ж вам детских слёз не жалко, администрация? Зачем же тогда пандус на вашем крыльце, я вас спрашиваю, дорогие работнички торговли?
А вот в строительном супермаркете, что в Кировском районе, однажды выдумали чудесную акцию. Называлась она "Дельные баллы". Покупаешь себе товар, а на каждую сторублёвку один балл прилагается. Потом накопленные честным образом баллы обмениваешь на дельные товары. Однако товары, которые можно пустить в дело, представляли собой плачевное зрелище. Это были бракованные банки с красками и грунтовками, железки, пластмаски, рубероид и пакля. В общем, всё, что на складе завалялось и предназначалось к утилизации. Бесплатно никто бы ничего из предложенного не взял. А за баллы - пожалуйста. Руки у народа "золотые", из любой ерундовины могут сделать штуковину.
Можно было бы назвать и этот магазин, и предыдущий, и их работников, да ни к чему это. Что мы, в другие магазины не заходили? Везде всё одинаковое. Впрочем, если только чудо. Скажите, продавцы, товароведы и директора, ваши магазины хороши?
А пока подумайте о гнилом картофеле в сетках. Или о рыбе, которую коптят тогда, когда она начинает тухнуть. О просроченном масле, списанном на торты и другие кондитерские изделия. Или о том, как неаккуратные тетеньки нарезку прихлопывают голыми руками. На глазах покупателей. Жуть! Но потребитель у нас тихий, всё возьмет, не разбираясь.
Вот здесь на защите покупателя от акулы передового капитализма выступают комитеты по защите прав потребителя. А куда ещё может пожалиться городская беднота?! Кто о ней подумает?
Вот, скажем, на "загнивающем" западе клиент всегда прав. А наши доморощенные предприниматели не хотят вести неравный бой за покупателей, их интересует только прибыль. Зачем возиться с каждым клиентом, повысил цену, и деньги - в карман. Так вот и страдает лицо русского торговца. Не лучше ли жить с верными весами и в мире со своей совестью?