В наши дни всё чаще можно услышать фразу: "Я стою столько-то". К этим словам можно относиться по-разному. Но хотим мы того или нет, при рыночных отношениях мы вынуждены продавать свои знания, умения, профессиональные навыки.
Как продать себя дороже? Об этом мы беседуем с доктором экономических наук, профессором, деканом факультета менеджмента и бизнеса РМЦПК Геннадием Гершаноком.
- Геннадий Александрович, рынок труда появился в нашей стране лет 15 назад. Вместе с тем многие люди умудрились этого не заметить. Либо оказались не готовы к этому. Педагоги, врачи, учёные сидят и ждут, когда государство поднимет им зарплату. Разве это правильно?
- Давайте сначала договоримся: мы живём в рыночных условиях или нет. Как вы считаете?
- Я считаю, что хотя медленно, но мы движемся в сторону рыночных отношений. Во всяком случае, есть попытка создать конкурентную среду в различных сферах жизнедеятельности. В том числе и в бюджетных.
- Я и согласен, и не согласен с такой позицией. Согласен, что конкуренция необходима. Вместе с тем существуют сферы, которые даже в рыночной ситуации требуют безусловной поддержки государства. Например здравоохранение, культура, образование. Мы заявили, что живём в рыночных условиях. На самом деле они пока ещё псевдорыночные. И это надо учитывать. Но рынок труда уже существует, следовательно, существует и продажная цена этого товара - возможности, способности человека, его компетенции. Продавай это! Если не покупают либо ты не умеешь найти покупателя - учись. Сейчас множество учебных заведений, тренингов, курсов, где тебя научат рыночному мышлению.
Самое сложное, конечно, перестроить мышление тех людей, которые всю жизнь работали на госпредприятиях, в учреждениях. Они чётко знали, что настанет 13-е число, они придут в кассу, получат деньги. Все поровну: инженеру Пете - 130 рублей, суперклассному мастеру Вове - 130 рублей, бездельнице Маше - 130 рублей. Все довольны, всё хорошо. Когда грянул рынок, оказалось, что этих людей надо разделять. Одному платить больше, другому - меньше. Тут начались коллизии. "Как так, я классный специалист, а мне платят 5 тысяч рублей?!" - вопрошает Сидор Матрасыч. Тут есть два варианта. Первый - проглотить эти 5 тысяч, второй - попытаться продать себя дороже, рискуя при этом своей репутацией, потому что ты долгие годы трудился на одном предприятии, тебя уважали, а тут начинаешь блуждать, все показывают на тебя пальцем, мол, вот предатель, бежишь, как крыса с корабля. И, конечно, ты должен быть уверен, что стоишь не
5 тысяч, а 10. Эту уверенность тебе может дать твоя компетентность, твой дух. Потому что вполне может быть, что сразу ты не продашь себя за 10 тысяч, а продашь за 3. Но если ты грамотный специалист, то непременно поднимешься.
Условия диктует работодатель
- Как бы ни был человек уверен в себе, решиться на такие перемены может далеко не каждый.
- Конечно, это могут не все. Условно я делю людей на две категории: исполнители и креаторы, то есть генераторы идей. Сейчас на рынке требуются и те и другие. Но хороший исполнитель очень редко бывает хорошим креатором. И наоборот. Тебе надо понять: ты сам к кому относишься? Если к креатору - иди, и ты прорвёшься. Если ты хороший исполнитель, то ты вынужден прилипнуть к кому-то, кто будет ценить тебя.
- Но и тому и другому необходимо уметь продавать себя. Какие качества для этого требуются?
- Неправильная постановка вопроса. Предлагай то, что нужно работодателю - первый совет. В нерыночной ситуации в советское время главным был продавец. Если ты родился в Ленинском районе Перми - ты должен был идти в детсад и школу Ленинского района. Покупать советский автомобиль, советскую квартиру, советский унитаз.... У тебя не было выбора. Сейчас главный - покупатель.
Он диктует, что надо. И с этим трудно, но надо смириться. Работодатель говорит: мне нужно, чтобы ты был послушным, знал компьютер, с 9 до 6 сидел на рабочем месте, не пил кофе и т.д. А моё дело - принять это или нет. Не хочешь - ищи другого работодателя.
- Легко сказать - ищи. Если ты отдал любимому делу 20 лет жизни. А тут приходит новый хозяин - мальчик- наследник или девочка- любовница, которая ни черта не понимает в этом деле......
- К сожалению, такое бывает. Но! Сейчас главное не произвести товар, а его продать. И тут этот наследник или любовница должны задуматься, почему плохо продаём? Может, плохой маркетолог? Возьму хорошего маркетолога, буду платить ему бешеные деньги, и он мне всё продаст. И забывают при этом об одной вещи: не маркетолог делает товар.
Товар делают специалисты. И тут руководитель встаёт перед выбором: пытаться продавать то, что может произвести, либо пытаться производить то, что требует рынок. Если он выбирает первое, то это очень недолговременная ситуация. И абсолютно проигрышная.
К сожалению, сейчас очень много таких предприятий, где делают ставку на продажу плохого товара при помощи хороших маркетологов. Но деньги надо вкладывать не столько в маркетинг, сколько в замену оборудования, обучение персонала, выработку лояльности этого персонала к организации... В конечном итоге должна расти стоимость предприятия. И персонал в этом процессе имеет важнейшее значение: его отношение к работодателю, его удовлетворённость трудом и, конечно, зарплатой....
Покупателю хорошо, значит и тебе хорошо
- Если жизнь свела с таким недалеким руководителем, как поступить: сидеть и ждать, когда что-то изменится или уходить с такой работы?
- Это всё очень индивидуально. Конечно, рано или поздно работодатель-продавец должен понять потребность покупателя. Ведь суть бизнеса очень проста, её можно выразить одной фразой: найти потребность и удовлетворить её.
А сидеть ждать или уходить...... Я сам три раза круто менял свою судьбу. В 1978 году я работал на электроприборном заводе, был мастером, зам. начальника цеха. Но однажды понял, что мне больше неинтересно там работать. И, получая на заводе около 300 рублей, я ушел на оклад в 110 рублей. В сферу, которая была для меня совершенно неизвестной, в социологию....
- Нельзя сказать, что вы вели себя по-рыночному. Вы не торговались как, возможно, сегодня стали бы торговаться....
- Никогда! Я думаю так: если ты во главу угла ставишь деньги, у тебя ничего не получится. Никогда не думай о прибыли, вообще о деньгах - совет второй. Прибыль придёт тогда, когда ты получишь интересную работу, будешь её делать с воодушевлением. Тогда поймут, что ты хороший работник.
- Возьмут да и не поймут....
- Да, здесь есть одно необходимое условие. Ваш работодатель должен быть рыночником. А рыночник не тот, кто думает о деньгах, о прибыли. Рыночник думает, как удовлетворить клиентов. Как сделать так, чтобы покупателю было хорошо. И тогда деньги придут.
А если ты начинаешь охотиться за деньгами - тебя самого подстрелят. Ты не выиграешь эту охоту! Ты должен охотиться за понимающим работодателем или собственником. И получать от работы удовольствие. Любить - это самая что ни на есть рыночная категория. Жаль, что не все это понимают.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть