В наши дни всё чаще можно услышать фразу: "Я стою столько-то". К этим словам можно относиться по-разному. Но хотим мы того или нет, при рыночных отношениях мы вынуждены продавать свои знания, умения, профессиональные навыки.
Как продать себя дороже? Об этом мы беседуем с доктором экономических наук, профессором, деканом факультета менеджмента и бизнеса РМЦПК Геннадием Гершаноком.
- Геннадий Александрович, рынок труда появился в нашей стране лет 15 назад. Вместе с тем многие люди умудрились этого не заметить. Либо оказались не готовы к этому. Педагоги, врачи, учёные сидят и ждут, когда государство поднимет им зарплату. Разве это правильно?
- Давайте сначала договоримся: мы живём в рыночных условиях или нет. Как вы считаете?
- Я считаю, что хотя медленно, но мы движемся в сторону рыночных отношений. Во всяком случае, есть попытка создать конкурентную среду в различных сферах жизнедеятельности. В том числе и в бюджетных.
- Я и согласен, и не согласен с такой позицией. Согласен, что конкуренция необходима. Вместе с тем существуют сферы, которые даже в рыночной ситуации требуют безусловной поддержки государства. Например здравоохранение, культура, образование. Мы заявили, что живём в рыночных условиях. На самом деле они пока ещё псевдорыночные. И это надо учитывать. Но рынок труда уже существует, следовательно, существует и продажная цена этого товара - возможности, способности человека, его компетенции. Продавай это! Если не покупают либо ты не умеешь найти покупателя - учись. Сейчас множество учебных заведений, тренингов, курсов, где тебя научат рыночному мышлению.
Самое сложное, конечно, перестроить мышление тех людей, которые всю жизнь работали на госпредприятиях, в учреждениях. Они чётко знали, что настанет 13-е число, они придут в кассу, получат деньги. Все поровну: инженеру Пете - 130 рублей, суперклассному мастеру Вове - 130 рублей, бездельнице Маше - 130 рублей. Все довольны, всё хорошо. Когда грянул рынок, оказалось, что этих людей надо разделять. Одному платить больше, другому - меньше. Тут начались коллизии. "Как так, я классный специалист, а мне платят 5 тысяч рублей?!" - вопрошает Сидор Матрасыч. Тут есть два варианта. Первый - проглотить эти 5 тысяч, второй - попытаться продать себя дороже, рискуя при этом своей репутацией, потому что ты долгие годы трудился на одном предприятии, тебя уважали, а тут начинаешь блуждать, все показывают на тебя пальцем, мол, вот предатель, бежишь, как крыса с корабля. И, конечно, ты должен быть уверен, что стоишь не
5 тысяч, а 10. Эту уверенность тебе может дать твоя компетентность, твой дух. Потому что вполне может быть, что сразу ты не продашь себя за 10 тысяч, а продашь за 3. Но если ты грамотный специалист, то непременно поднимешься.
Условия диктует работодатель
- Как бы ни был человек уверен в себе, решиться на такие перемены может далеко не каждый.
- Конечно, это могут не все. Условно я делю людей на две категории: исполнители и креаторы, то есть генераторы идей. Сейчас на рынке требуются и те и другие. Но хороший исполнитель очень редко бывает хорошим креатором. И наоборот. Тебе надо понять: ты сам к кому относишься? Если к креатору - иди, и ты прорвёшься. Если ты хороший исполнитель, то ты вынужден прилипнуть к кому-то, кто будет ценить тебя.
- Но и тому и другому необходимо уметь продавать себя. Какие качества для этого требуются?
- Неправильная постановка вопроса. Предлагай то, что нужно работодателю - первый совет. В нерыночной ситуации в советское время главным был продавец. Если ты родился в Ленинском районе Перми - ты должен был идти в детсад и школу Ленинского района. Покупать советский автомобиль, советскую квартиру, советский унитаз.... У тебя не было выбора. Сейчас главный - покупатель.
Он диктует, что надо. И с этим трудно, но надо смириться. Работодатель говорит: мне нужно, чтобы ты был послушным, знал компьютер, с 9 до 6 сидел на рабочем месте, не пил кофе и т.д. А моё дело - принять это или нет. Не хочешь - ищи другого работодателя.
- Легко сказать - ищи. Если ты отдал любимому делу 20 лет жизни. А тут приходит новый хозяин - мальчик- наследник или девочка- любовница, которая ни черта не понимает в этом деле......
- К сожалению, такое бывает. Но! Сейчас главное не произвести товар, а его продать. И тут этот наследник или любовница должны задуматься, почему плохо продаём? Может, плохой маркетолог? Возьму хорошего маркетолога, буду платить ему бешеные деньги, и он мне всё продаст. И забывают при этом об одной вещи: не маркетолог делает товар.
Товар делают специалисты. И тут руководитель встаёт перед выбором: пытаться продавать то, что может произвести, либо пытаться производить то, что требует рынок. Если он выбирает первое, то это очень недолговременная ситуация. И абсолютно проигрышная.
К сожалению, сейчас очень много таких предприятий, где делают ставку на продажу плохого товара при помощи хороших маркетологов. Но деньги надо вкладывать не столько в маркетинг, сколько в замену оборудования, обучение персонала, выработку лояльности этого персонала к организации... В конечном итоге должна расти стоимость предприятия. И персонал в этом процессе имеет важнейшее значение: его отношение к работодателю, его удовлетворённость трудом и, конечно, зарплатой....
Покупателю хорошо, значит и тебе хорошо
- Если жизнь свела с таким недалеким руководителем, как поступить: сидеть и ждать, когда что-то изменится или уходить с такой работы?
- Это всё очень индивидуально. Конечно, рано или поздно работодатель-продавец должен понять потребность покупателя. Ведь суть бизнеса очень проста, её можно выразить одной фразой: найти потребность и удовлетворить её.
А сидеть ждать или уходить...... Я сам три раза круто менял свою судьбу. В 1978 году я работал на электроприборном заводе, был мастером, зам. начальника цеха. Но однажды понял, что мне больше неинтересно там работать. И, получая на заводе около 300 рублей, я ушел на оклад в 110 рублей. В сферу, которая была для меня совершенно неизвестной, в социологию....
- Нельзя сказать, что вы вели себя по-рыночному. Вы не торговались как, возможно, сегодня стали бы торговаться....
- Никогда! Я думаю так: если ты во главу угла ставишь деньги, у тебя ничего не получится. Никогда не думай о прибыли, вообще о деньгах - совет второй. Прибыль придёт тогда, когда ты получишь интересную работу, будешь её делать с воодушевлением. Тогда поймут, что ты хороший работник.
- Возьмут да и не поймут....
- Да, здесь есть одно необходимое условие. Ваш работодатель должен быть рыночником. А рыночник не тот, кто думает о деньгах, о прибыли. Рыночник думает, как удовлетворить клиентов. Как сделать так, чтобы покупателю было хорошо. И тогда деньги придут.
А если ты начинаешь охотиться за деньгами - тебя самого подстрелят. Ты не выиграешь эту охоту! Ты должен охотиться за понимающим работодателем или собственником. И получать от работы удовольствие. Любить - это самая что ни на есть рыночная категория. Жаль, что не все это понимают.