После скандального сюжета программы «Ревизорро» из пермского отеля, где был обнаружен матрас с пятнами крови, мы решили посмотреть изнутри, как организована работа в этой сфере.
На этот раз Мария Иванова (по просьбе автора имя изменено - прим. ред.) трудоустроилась на пару недель горничной в гостиницу, у которой нет звёздной категории. Работая в этом качестве, она увидела, как на самом деле проходит уборка в номере, пока гости гуляют по городу и заняты осмотром достопримечательностей.
На летучку становись
В который раз, устраиваясь на работу в сферу услуг, понимаю, что важен здесь не профессионализм, а человеческий фактор. Особенно в тех местах, где не требуется квалификация. Горничной в гостиницу или отель, особенно те, что не имеют звездной категории, может устроиться любой человек, было бы желание. Всё обучение сводится к перечню обязанностей и восьмичасовой стажировке под присмотром более опытной работницы. Нового сотрудника сразу бросают на амбразуру, как щенка в воду, мол, на практике быстрее научится.
Рабочая смена начинается в 8 утра. С трудом успеваю к назначенному времени, потому что всю ночь не спала – волновалась. Во-первых, новая деятельность, во-вторых, не хочется подвести свою знакомую, которая помогла устроиться на эту работу. Старшая горничная гостиницы раздаёт моим коллегам план уборки номеров на день, а потом обращается ко мне:
– А ты работаешь сегодня с Леной (имя изменено – прим. ред.), пусть она тебя всему научит. Ты ведь без опыта пришла?
Я киваю, а сама тихо радуюсь своей удаче. Трудиться в паре с опытной горничной гораздо проще; можно и совета спросить, а заодно узнать какие-нибудь хитрости. Однако на разговоры времени нет.
До 12 часов дня – официального времени заезда гостей – нам предстоит убрать 6 номеров. Прикидываю, что наведение чистоты в одном номере займет примерно полчаса.
– Ерунда! – решила я и с энтузиазмом приступила к работе.
Для начала мне достался самый сложный номер – категория «Ожидается заезд (гряз.)». На местном наречии это означает, что из номера выехали накануне вечером, либо с самого утра, и его необходимо приготовить к приёму гостей. Поскольку постояльцы могут приехать в любое время, в таких комнатах горничные убираются в первую очередь. Елена снабдила меня специальной тележкой – здоровая металлическая бандура на колесиках, нагруженная бытовой химией, постельным бельем и…бутылочкой нашатырного спирта.
– Это чтобы в обморок не упасть? – шучу я.
– Нет, протрешь нашатыркой стаканы и графин в комнате, и сантехнику с зеркалом в ванной – так блестит лучше и можно не мыть, – ответила мне коллега.
Я, было, возмутилась, но порядков решила не нарушать.
Иллюзия чистоты
Захожу в двухместный номер и сразу начинаю перестилать постель. Передо мной двуспальная кровать, бельё не новое, видавшее виды, матрац и подушки в биологических пятнах. Вытряхиваю подушку из наволочки, и тут наперник рвётся в руках. Содержимое подушки вываливается на кровать – везёт, как всегда. Начинаю собирать разлетающиеся по комнате перья и вдруг вижу, что они буквально усыпаны какими-то насекомыми. С содроганием беру несчастную подушку и отправляюсь за объяснениями к другой горничной.
– Вши! – уверенно диагностирует коллега. – Такое бывает. Собери в пакет и продолжай уборку, потом разберёмся. А новую подушку я принесу.
Возвращаюсь в номер и продолжаю стелить постель. Через 15 минут я поняла, что это занятие сгоняет лишние килограммы лучше любой гимнастики. Никак не могла натянуть простыню так, чтобы на ней не было складок. Кровать большая, руки короткие. С грехом пополам управляюсь с простыней, приступаю к одеялам и на удивление быстро с ними справляюсь. Взбиваю оставшуюся подушку, грязное бельё убираю в тележку и начинаю протирать пыль. Спустя несколько минут понимаю, что разрываюсь между желанием вычистить номер полностью, вплоть до стирки штор, потому что они этой самой пылью пахнут, и таким же большим желанием сбежать отсюда. Побеждает любопытство и чувство долга. В прикроватных тумбочках тоже хватает пыли. Есть она и на светильниках, телевизоре, на шкафу. Неужели тут совсем не убирались до гостей? Полы в номере не моют, только пылесосят, иначе времени на уборку понадобилось бы в два раза больше, а я и так его достаточно потеряла – отстаю от графика. Доисторический пылесос работает исправно, но он неудобный, тяжёлый, да и шумный к тому же. Но зачем облегчать труд горничных, когда можно на этом сэкономить? О современных моделях бытовой техники здесь и не помышляют. А не нравится пылесос, можешь и веником пол мести – разговор короткий. Залезть щёткой пылесоса под кровать, чтобы навести подобие чистоты, не представляется возможным. Разбирать кровать – нет уж, увольте, я и так достаточно напахалась, а ещё убирать вторую комнату и санузел. И пять номеров, а что там ждёт дальше – неизвестно.
К концу уборки второй комнаты я устала, как собака. Только и осталось, что нюхнуть нашатырки, да идти драить унитаз и душевую кабину. Прислушавшись к совету коллеги, я разбавила нашатырь водой и протерла все краны и ручки дверей, а также стаканы и графин для воды. Сантехника заблестела, и я подумала, что микробов-то химия вряд ли ликвидировала, главное не чистота, а чтобы «блестело лучше». Развешиваю полотенца, на них тоже есть небольшие пятна, но это, похоже, мало кого смущает – все привыкли. Основной аргумент в прачечной – «ну так если не отстирывается, что делать-то?».
– Ты сильно не старайся, – сказала коллега, которая принесла новую подушку взамен той, что с вшами, – устанешь с непривычки, к вечеру выть будешь. Закончила? Забирай все барахло, пошли дальше.
Почти час я потратила на уборку первого номера, приходилось спешить.
Ещё пара номеров за спиной, и я поняла, что всем горничным в мире нужно ставить памятник. Если на ком и держится успех гостиничного бизнеса, так это на них, стражах чистоты и порядка. Представляю, как каждый день по 12 часов минимум они постоянно убирают, чистят, моют, дышат ядовитой химией… Это всё равно что за один раз убрать, к примеру, большой коттедж. Да ещё и гости встречаются разные, далеко не все чистоплотные.
Так, например, в одном из номеров мне попался настолько грязный санузел, что руки опустились, а в горле встал здоровый ком. Следы физиологических процессов были на стенах, сантехнике, даже в душевой кабине, запах царил соответствующий. Я не жалуюсь – люди знают, куда идут работать, но почему отношение у некоторых постояльцев к ним, как к скоту? Если вы устроили в номере свинарник, то оставьте хотя бы чаевые для женщины, которая будет убирать за вами. Или банально извинитесь. Но народ живёт по принципу: «Кто деньги платит, тот делает то, что хочет».
Шквал чувств и эмоций бушевал внутри, пока я, надев защитную аптечную повязку, оттирала туалет. И отвращение, и злость, и обида за людей, которые трудятся здесь ежедневно.
Конечно, в первый день я выбилась из графика больше, чем на час, за что получила нагоняй и вычет из будущей зарплаты. И так здесь поступают со всеми – наказание за малейшую провинность. Своё плохое настроение клиент может запросто сорвать и на горничной, и на администрации. Может, ты и хорошо прибралась в номере, да всегда найдут, к чему придраться. Просто потому, что захотелось. Кто знает, может быть поэтому, да из-за низкой зарплаты, в гостиницах и процветает воровство.
Ворует персонал довольно много, и, в частности, активно сбывает бытовую химию, постельное белье, полотенца и туалетную бумагу. Часто именно поэтому в номерах на двух человек не хватает гигиенических наборов. Справляться с потоком воровства уже не представляется возможным, поэтому негласно владельцы гостиничного бизнеса махнули на это рукой и заранее закладывают соответствующую статью расхода.
Советы для постояльцев:
- Как вы уже поняли, пить из стаканов и чашек, которые, как правило, есть в каждом номере, не стоит. Посуду либо плохо моют, либо протирают нашатыркой. Лучше помыть её самостоятельно или использовать одноразовую посуду.
- Несвежее полотенце советую бросить на пол, тогда горничная поймет, что вы его использовали. По установленным и опять же негласным правилам, полотенца, которые висят на своём месте, не меняют.
- Уточните, есть ли в номере мини-бар. И если есть, то попросите горничную зайти в номер вместе с вами и ещё раз проверить наличие или отсутствие в нём спиртного. Мини-бар считается самой расплывчатой статьей расхода в гостинице. Ваши предшественники могли выехать и не оплатить расход бара, а повесить всё могут на вас.
- Никогда не оставляйте открытым доступ к вашей банковской карте или электронному кошельку. Информацию, а также деньги со счёта могут списать как посторонние взломщики, так и грамотный персонал гостиницы, отдельная бухгалтерия. И вообще лучше везде платить наличными.
- Некоторые гостиницы зарабатывают свой процент еще проще. На сайтах или в социальных сетях указывают стоимость номеров без учёта НДС, завтрака, какого-нибудь дополнительного сервиса, налога, доступа в интернет, звонков из номера и т.д. Поэтому прежде, чем ехать отдыхать именно в выбранный отель, советую потратить время на переписку, чтобы получить точные ответы на вопросы от администрации гостиницы. Что входит в стоимость, что не входит, как можно больше подробностей. Письма, соответственно, сохранить, и тогда вам не придётся переплачивать значительные суммы.
- Письмо о предоставленной брони распечатайте и предъявите при заселении, потому что совершенно невероятным образом ваш номер окажется сдан, а вам предложат подороже, зато без ожидания.
- В последнее время в некоторых гостиницах появилось правило взимать с гостей плату за электроэнергию. Конечно, эта информация есть или в углу мелким шрифтом, или вообще не указывается. Поинтересуйтесь заранее об этом и зафиксируйте ответ.
«Страшилки», которые мне рассказали другие горничные:
- В нашей гостинице за время моей работы был случай: горничная решила отомстить гостю-хаму и почистила унитаз его зубной щеткой.
- Продукты и спиртное в мини-баре часто просрочены, обращайте внимание на сроки годности.
- Медицинская книжка и анализы у персонала – иногда подделаны. Можно запросто принести чужие анализы или поставить нужную печать у знакомых врачей.
- Совершенно запросто персонал отеля может справить нужду в номере.
- Якобы бесплатные чайные пакетики, обнаруженные в номере, вовсе не приятный бонус. Внимательно читайте раздел «Дополнительные услуги».
Хватило меня на две недели. Копаться в грязном белье, гнуть спину практически сутками за копейки, слышать постоянное недовольство клиентов и начальства, подвергаться домогательствам со стороны командированных, независимо от семейного положения… стало невыносимо. Гостиничный бизнес с недавних пор представляется мне не борьбой за клиента, а борьбой между постояльцами и персоналом за то, кто кого обманет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции