На сцену Пермского театра оперы и балета возвращается одно из самых популярных названий мирового оперного репертуара — «Тоска» Джакомо Пуччини (18+). Премьерные показы состоятся 28, 29, 30 и 31 марта. О том, почему нельзя его пропустить, рассказывает сайт perm.aif.ru. Есть как минимум семь причин побывать на этой премьере.
Причина 1. Музыкальный шедевр, входящий в Топ-10
Пермская опера продолжает переводить на язык современной сцены шедевры итальянского музыкального театра. Вслед за «Нормой» Винченцо Беллини и «Балом-маскарадом» Джузеппе Верди афишу театра пополнит «Тоска» Джакомо Пуччини.
Премьера «Тоски» в Римской опере состоялась в 1900 году. Более 120 лет назад. Но до сих пор она входит в Топ-10 самых исполняемых опер мира. А арии Каварадосси «Recondita armonia» («Скрытая гармония») в первом действии и «E lucevan le stelle» («Сияли звёзды») в третьем, а также ария Флории Тоски «Vissi d'arte» («Я жила ради искусства») во втором принадлежат к жемчужинам оперного репертуара. Партию Тоски исполняли многие выдающиеся сопрано, в том числе Мария Каллас, Рената Тебальди, Монсеррат Кабалье, Галина Вишневская.
Причина 2. Сюжет: любовь, интриги, убийства
Пуччини по праву считают преемником великого Верди и гениальным мелодистом. Его даже называли «усладителем оперных меломанов». В то же время этот композитор обладал безупречным чувством театра. Считал, что музыка оперы и её действие должны быть неразрывны, подчиняясь единому замыслу произведения.
Джакомо Пуччини написал «Тоску» по одноимённой пьесе Викторьена Сарду, созданной специально для Сары Бернар, одной из самых выдающихся актрис за всю историю театрального искусства. Он великолепно понимал ценность драмы Сарду – стремительный ход её развития и необычайную экспрессивность. Любовный треугольник, связь романтической линии с политической, интриги, страсти, убийства – всё это есть в пуччиниевской «Тоске».
Причина 3. Опера плюс кино
Режиссёр-постановщик спектакля – резидент Пермского театра оперы и балета, выпускник Санкт-Петербургской консерватории Фёдор Федотов. Он уже известен пермякам своими работами. Его одноактные оперы «Река Керлью» Бенджамина Бриттена (2022 год, лонг-лист премии «Золотая маска») и «Похмелье» Георгия Фёдорова (2023 год, мировая премьера) вызывают неизменный интерес меломанов. Новая сценическая версия «Тоски» станет первой полноформатной оперой молодого режиссёра.
Раскрывать её детали до премьеры он не спешит. Всё правильно: должна же быть какая-то интрига для зрителей. Но из информации пресс-службы Пермской оперы понятно, что свою ключевую задачу Федотов видит в том, чтобы сделать музыкальную драматургию партитуры зримой, материальной и максимально близкой к первоисточнику. А оперная постановка без изменения музыкального материала – это, что ни говорите, бальзам на душу и уши любителей классической оперы.
«В случае “Тоски”, мне кажется, 90 % успеха спектакля – умение хорошо рассказать историю, а это в наши дни прерогатива прежде всего экранных видов искусств. Кроме того, партитура Пуччини написана как идеальный режиссёрский сценарий, по которому так и хочется снять кино», – приоткрывает завесу над «начинкой» спектакля режиссёр.
Похоже, нас ждёт не просто опера, а опера-кино, что уже любопытно. Да и исполнители главных партий в пермской «Тоске» подтверждают это: «Готовьтесь удивляться!».
Причина 4. Дирижёр с компьютерными мозгами
Ставка Пермской оперы на работу с новым поколением российских художников проявляется и в том, что поиск звучания «Тоски» театр доверил Тимуру Зангиеву – 30-летнему дирижёру столичного Музыкального театра им. Станиславского.
На его счету музыкальное руководство многими резонансными премьерами последних лет – от «Садко» Дмитрия Чернякова в Большом театре до «Ромео и Джульетты» Константина Богомолова и Максима Севагина в МАМТе. В этом сезоне Зангиев продирижировал возобновлением «Сказки о царе Салтане» Чернякова в брюссельском La Monnaie, выпустит премьеру «Русалки» в МАМТе и готовится к летнему дебюту на Зальцбургском фестивале.
«Это настоящий дирижёр, с компьютерными мозгами, – восхищённо рассказывала о нём перед премьерой в эфире радио «КП» одна из исполнительниц заглавной партии Анжелика Минасова. – Дирижёр, который знает, чего он хочет, и умеет этого добиваться. Насколько я знаю, он лет с семи стоит за дирижёрским пультом. Можно сказать, родился дирижёром. Работать с ним удобно, спокойно, очень надёжно. Помог мне привнести в мою партию много и вокальных, и смысловых вещей. В Пермь всегда съезжаются лучшие музыканты. Я здесь расту».
Причина 5. Архитектурные цитаты Замка Святого Ангела
Действие «Тоски» на сцене Пермского оперного разворачивается в пространстве, вдохновлённом архитектурой римского Замка Святого Ангела. Именно его захватывающая история стала отправной точкой для художника-постановщика Ларисы Ломакиной.
«В работе над «Тоской» для меня были принципиальны два обстоятельства, – говорит она. – Во-первых, нам точно известно, когда и где происходят события третьего акта оперы Пуччини. И, во-вторых, это реально существующее пространство на протяжении веков пережило ряд метаморфоз. Изначально римский Castel Sant’Angelo был выстроен во II веке как гробница для римских императоров. В эпоху Возрождения он был реконструирован и на протяжении долгого времени использовался в качестве тюрьмы, а сегодня работает как музей. По сути, мы цитируем архитектуру Замка Святого Ангела. Используем те материалы и фактуры, с которыми он ассоциируется и сегодня: большие светлые камни, древнеримский кирпич плинфу. Меняются детали интерьеров, по-своему расставляются акценты, но архитектура, с которой мы встречаемся в первом акте, остаётся неизменной вплоть до финала».
Это третья работа талантливого, невероятно изобретательного художника в Перми. Ранее Лариса Ломакина была сценографом и художником по костюмам в операх «Кармен» и «Летучий голландец», поставленных у нас Константином Богомоловым.
Причина 6. Потрясающие солисты
Известны составы солистов на все четыре премьерных показа:
Тоска – Зарина Абаева (28 и 30) и Анжелика Минасова (29 и 31).
Каварадосси – Дмитрий Шабетя, Большой театр Беларуси (28 и 30) и Борис Рудак (29 и 31).
Скарпиа – Энхбат Тувшинжаргал (28 и 31) и Александр Краснов, УралОпераБалет (29 и 30).
Анджелотти – Рауф Тимергазин (28 и 30) и Тимофей Павленко (29 и 31).
Ризничий – Александр Егоров (28 и 30) и Эдуард Морозов (29 и 31).
Сполетта – Анатолий Шлиман (28 и 30), Данис Хузин (29) и Сергей Костарев (31).
Скьяроне – Алексей Герасимов (28, 29 и 30) и Александр Погудин (31).
Тюремщик – Александр Погудин (28, 29 и 30) и Алексей Герасимо (31).
Причина 7. Выставка в фойе
Пермский театр оперы и балета обращается к «Тоске» не впервые. В преддверии нынешней премьеры музей театра подготовил специальную выставку – ретроспективу прочтения этой оперы в Перми. Будете в театре – обратите на неё внимание до спектакля или в антракте.
На сцене Пермского городского театра (тогда он назывался так) «Тоска» шла в сезонах 1921/22, 1925/26, а также в 1931, 1936 и 1940 годах. Сейчас нет возможности представить стиль тех постановок, но можно предположить, что их художественное решение соответствовало идейно-эстетическим тенденциям советского театра. После войны «Тоска» в Перми ставилась трижды: в 1945, 1962 и 1981 годах.
На выставке представлены программки спектаклей 1920—1940 годов, фотографии сцен из спектаклей 1945, 1962, 1981 годов, а также эскиз костюма Флории Тоски из постановки 1962 года. Экспозиция находится в фойе второго этажа (у ложи дирекции) и будет работать до 10 апреля.
Кстати
Фёдор Федотов: «Тоска» идеально подходит для знакомства с оперой. Она одна из самых понятных и простых, и при этой её простоте в ней есть гениальность и психологизм» (из интервью журналу sobaka.ru).