Примерное время чтения: 8 минут
78

«Собрать всех классиков и утопить». Эксперты обсудили доккино в Перми

Екатерина Смирнова / АиФ

В Перми прошла открытая дискуссия «В поисках пермской школы документального кино». Спикерами выступали режиссёр Павел Печёнкин и продюсер Владимир Соколов, основавшие независимую киностудию «Новый курс», режиссёр и сценарист Олег Федорущенко, режиссёр Олеся Епишина и телеоператор Семён Соснин. Модератором дискуссии была председатель Пермского Союза кинематографистов и режиссёр Ольга Аверкиева. Сайт perm.aif.ru рассказывает о том, как прошло обсуждение развития документального и игрового кино в Перми.

Есть ли пермская школа?

Дискуссию открыла Ольга Аверкиева, призвав спикеров порассуждать о пермском кино.

«Существует ли пермская школа документального кино в творческом плане? Если есть, то кем вы себя в ней чувствуете?» — озвучила она главные вопросы, на которых сосредоточилось обсуждение.

Фото: АиФ/ Екатерина Смирнова

Первым мнение высказал документалист Павел Печёнкин, сделав несколько неожиданное заявление.

«Я считаю, что пермской школы документального кино не существует. Есть энергетика, которая существует в самом субъекте. Школой документального кино всё-таки можно называть “Пермьтелефильм”. Это была пёстрая компания. Березовский является гуру нашего пермского кино, но это игровое кино. Человек если талантлив, то он стягивает на себя всё внимание. Из-за этого он является основателем какой-то школы, но тянет это на школу или не тянет — пусть после нас судят об этом», — рассказал Павел Печёнкин.

Справка
Константин Березовский — режиссёр фильма «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».

Следующим высказался Олег Федорущенко, самый опытный представитель дискуссии. В своём ответе он уделил внимание истории, а затем перешёл к тому, какое кино снимают в Перми сейчас.

«Кто начинал вообще делать кино у нас в городе? Существовала единая телевизионная контора, где находилось несколько режиссёров, которые иногда снимали кино. “Пермьтелефильм” организовалась в конце 60-ых. Какая была система? Мы подавали заявки. Но я тогда ещё ходил в ассистентах. Заявки собирали и на худсовете обсуждали —  какие заявки пошлют в Москву. Москва утверждала. Так сказать, свободного кино там не было. Там что со столицы свалится, то и будут снимать. Тогда не приходилось говорить о независимом авторском кино. Правда, потом добивался кто-то, и один фильм в год или два на свою тему снимали», — поделился он со зрителями.

Олег Федорущенко также вспомнил, что учась на режиссёрском факультете, он посещал съёмки и подмечал, как режиссёры работают с детьми, сравнивая их с Березовским и его уникальным подходом.

Фото: АиФ/ Екатерина Смирнова

«Они, как правило, добивались состояния ребёнка и снимали эти моменты. Березовский так не работал. Он ползал с ними на коленях, и они переживали с ним одно состояние до другого. Я потом часто наблюдал, как работают московские режиссёры с детьми, и нигде не видел того, как работал Березовский. Скажите, это пермская школа или нет?» — спросил он у зала и у других спикеров.

Олег Федорущенко подметил, что фильм «Иван Семёнов» получил гранты и зарубежный тираж, и снова спросил: «Это школа пермского кино? Нет, конечно. Это случай. Школа — это когда вы изобретаете в системе что-то такое, чего нет ни у какой киношной организации. И тогда, может быть, с тебя будут брать пример».

Олег Федорущенко, продолжая мысль о несвободном кино, процитировал то, что ему как-то сказал Павел Печёнкин: «Надо собрать всех классиков кино и утопить. Вот тогда будет свободное авторское кино». Однако Олег Федорущенко в конце речи отметил, что он не может ответить на вопрос о том, пора ли говорить о собственной пермской школе документального кино. Ему только кажется, что к этому движутся.

«Надо неформальную среду создавать»

Владимир Соколов, который два года назад начал преподавательскую деятельность в качестве мастера курса, поделился с залом интересным взглядом на ситуацию с развитием пермского кино.

«На мой взгляд, есть только два подхода. Первый — это когда создаётся школа, в которой есть преподаватель и ученики. Эти авторитеты обладают тайными или нетайными знаниями. Они передают свой взгляд на кино, его развитие, его стилистику. Школа — это передача знаний и не более того. Это немёртвое образование. А есть неформальная среда, которую тоже можно назвать школой. И пермская школа документального кино — это коммуникация. Школа — это не стиль, который вы выбрали, это союз людей, желающих общаться на тему кино. А кино получается у каждого своё», — заявил Владимир Соколов.

Пермская школа документального кино — это коммуникация. Школа — это не стиль, который вы выбрали, это союз людей, желающих общаться на тему кино. А кино получается у каждого своё

Следующим спикером стала Олеся Епишина, поделившаяся с залом опытом получения образования и выделившая отличительные признаки пермского кино.

Ответ Олеся Епишина начала с шутки: «Я как самый свежий представитель… Выпускник формальной школы, сегодня могу рассказать только про свой опыт. Я училась три года у Павла Печёнкина в институте культуры. Во время учёбы у меня было ощущение, что стилистика какая-то есть, если мы говорим о том, что при просмотре фильма [из-за режиссёров] понятно, что оно было снято в Перми. Это ощущение создавалось и из-за “Флаэртианы”. Долгое время мне казалось, что в Перми существует только флаэртиановское кино. И когда я поступила во ВГИК к Борису Караджеву, то на протяжении четырёх лет снимала флаэртиановское кино, где было просто длительное наблюдение за героем… А вернувшись в Пермь поняла, что здесь социальное кино — распространённое явление. И я его снимаю».

Фото: АиФ/ Екатерина Смирнова

К мнению Олеси Епишиной подключился Семён Соснин, попытавшийся резюмировать её слова: «То есть пермское кино — это либо социальное, либо флаэртиановское кино?» — спросил он не только у неё, но и у спикеров.

Ольга Аверкиева, модератор дискуссии, пошутила и продолжила мысль Олеси Епишиной: «Социально-флаэртиановское кино. Получается, стилистически как-то выделяемся. Если зайти на сайт киностудии “Новый курс”, то там есть чёткое деление кино. Много исторического кино, кинонаблюдения… И экспериментов было много, например, документальное игровое кино».

Последним, кто высказал мнение, стал Семён Соснин. В своей речи он порассуждал над ответами предыдущих спикеров, поделился своим опытом и представил своё видение развития пермского кино.

Фото: АиФ/ Екатерина Смирнова

«Всё, что прозвучало, было правильно. Правильные мысли сказал Владимир Борисович насчёт неформальной части, которая часто формирует основные смыслы. Я пришёл из любительского кино. Когда есть дикое желание, но нет профессиональной техники. Для того чтобы стать кинематографистом, нужно быть немного кинематографистом сразу. Надо неформальную среду создавать, потому что в какой-то момент она перестала себя воспроизводить и пока есть формальная часть. Если говорить о стилистике, когда пермское кино видно, такого, конечно, нет. Но имея хотя бы формальную базу, мы можем к этому двигаться. В том числе, если говорить об игровом кино. Но для него нужна индустрия, а у нас её нет. А для документального уже есть куча маленьких продакшенов. Если говорить о преемственности, то 90-ые годы и “Новый курс” — это обучение авторскому языку. И все мастера должны договориться, условно, сидеть на одной кухне, пить чай и быть немного похожими друг на друга. Тогда будет школа пермского документального кино. Всё впереди ещё», — резюмировал Семён Соснин.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах