Примерное время чтения: 11 минут
385

От скандала до богинь. Сценарист «Тренера» показал в Перми новый фильм

«Трава провинции» звучит под куполом собора
«Трава провинции» звучит под куполом собора / Сергей Четверухин / Из личного архивa

Сценарист легендарного «Тренера» и режиссёр нашумевшей «Сказительницы» Сергей Четверухин представил в родной Перми свой новый фильм «Недолгие проводы» (16+). Первый в мире полнометражный документальный фильм в жанре мюзикл. Закрытый показ состоялся в кинотеатре «Синема 5» в iMall «Эспланада». Подробности – на сайте perm.aif.ru.

Справка
Сергей Четверухин родился в Перми в 1977 году. Автор популярных романов «Опен Эйр», «Жы-Шы», «Ночной Консьерж». Автор сценариев фильмов «Тренер» (режиссёр Данила Козловский) и «Смертельные иллюзии» (режиссёр Олег Асадулин). Автор и режиссёр игрового веб-сериала «Систер» (2021) и полнометражных неигровых фильмов «Дорогая Николь» (2020) и «Сказительница» (2023).

Вражда кланов

У Четверухина есть традиция: первыми зрителями его картины становятся жители того города, в котором это кино снималось. «Недолгие проводы», как и «Сказительницу», он снимал в Перми. И хотя сюжет и герои там разные, получилась по-настоящему пермская кинодилогия.

«Всё, о чем поют и говорят наши героини, – это про городские реалии, городскую метафизику, городскую поэтику и городские травмы. Про дух города и Genius Loci», – поясняет режиссёр.

Действие нового дока разворачивается на фоне исторического для пермяков события – переезда знаменитых «Пермских богов» из здания Спасо-Преображенского собора, где почти сто лет размещалась Пермская художественная галерея, на новое место. За десятилетия «боги» стали культурной святыней для нескольких поколений. Неслучайно, узнав про их переезд, многие специально приходили в галерею попрощаться с ними.

«Пермские боги» в художественной галерее. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

А три пермские исполнительницы фольклора решают провести особый ритуал – проводить «богов» с намоленного места исполнением этнических песен. Для этого они разучивают аутентичный фольклорный материал, который должны исполнить на три голоса.

«Загоревшись такой идеей, я начал просить почтенных и заслуженных деятелей пермского фольклора посоветовать мне певиц, хорошо поющих этнику в Перми, – рассказывал «АиФ-Прикамье» Сергей Четверухин год назад, когда снимал этот фильм. – Все сухо ограничились одним-двумя именами далеко не первого ряда. А потом вдруг вообще перестали отвечать на мои звонки, блокировали сообщения. Как так? “По Перми ходят слухи, что Четверухин снимает фильм-расследование про вражду фольклорных кланов. Ты разворошил осиное гнездо!” – сообщили друзья».

Сергей Четверухин готов ответить на любой вопрос.
Сергей Четверухин готов ответить на любой вопрос. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Ни о каких враждующих кланах, признаётся режиссёр, он до этого даже не слышал. А снимать собирался добрую картину, где героини бы не говорили, а только пели и танцевали, как в любимом им индийском кино. Но тут услышал про «осиное гнездо», и ему стало интересно. Оказалось, в 1980-е годы участники «фольклорной школы» при пединституте сильно недолюбливали коллег из «фольклорной школы» при ПГУ. Университетские, говорят, проникали в фольклор глубоко, как в науку, но музыкальность у них была слабее. В педе – наоборот: музыкальность сильнее, но там, по мнению «универовских», были метастазы лубочного варианта, когда фольклор поют по нотам. Словом, страсти бушевали нешуточные.

Сейчас, слава богу, это уже в прошлом. Молодым талантливым исполнителям, по словам Сергея, «абсолютно чихать на те древние террариумы. Они свободны, движутся своими путями и независимы ни от кого, кроме декана вуза».

«Трава провинции» под куполом собора

Несмотря на ярлык скандальности в начале работы над доком, Четверухину удалось найти прекрасных певиц. В отличие от изначального плана они не танцуют (не повезло с хореографом), но очень много поют в фильме.

Режиссёр условно называет их так: женщина с опытом, женщина с судьбой и молодая. Ни разу раньше не пев вместе, участница фьюжн-дуэта «Пальчик мимо» Мира Плюснина, исполнительница русского фольклора Екатерина Лившиц и юная Даша Калина, в бэкграунде которой детская школа искусств, объединяются в ансамбль, чтобы создать свой этнический ритуал. На всё про всё у девушек полторы недели, поскольку «Пермских богов» должны скоро увезти. Бесконечные репетиции, неизбежные конфликты, кризисные ситуации. Камера (респект оператору Ивану Ворончихину!) фиксирует их поиски и находки, показывает противоречия, связанные с их прошлым и прошлым Перми.

Катя Лившиц: «В лес с городским темпом не входят!» Кадр из фильма.
Катя Лившиц: «В лес с городским темпом не входят!» Кадр из фильма. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Конечно, героини картины совершенно разные. Но все они очень искренние, настоящие. Трушные, как говорит нынешняя молодёжь. И эта трушность проявляется не только в песнях, которые они исполняют, но и в их раздумьях, рассуждениях, эмоциях. Вот хотя бы несколько цитат из фильма.

«В лес с городским темпом не входят! О каком ритуале мы можем говорить? О каком ощущении этого пространства? Входишь в лес - сразу замедляешься, убирается городской ритм и темп бешеный. Иначе тебе в лесу делать нечего. Иди в торговый центр!» – бросает в сердцах Катя.

«Все эти пряничные штуки: медведи с балалайками, ручки лебёдушкой, девушки в кокошниках – вся эта стереотипность, пряничность меня в фольклоре бесит!» – не скрывает Мира.

«Мне кажется, Катя безотчётно делает этот ритуал для того, чтобы у ребят в её мастерской всё сложилось хорошо. Это её молитва атеиста», – убеждена Даша.

Как и предыдущие фильмы Четверухина, «Недолгие проводы» - кино многослойное, с разными сюжетными линиями. Пожалуй, главная из них - про родителей, наследие, исторические вертикали. 17 лет назад погиб отец Кати Лившиц талантливый поэт Валерий Абанькин. И именно на его стихи «Трава провинции» девушки, перебрав перед этим множество других вариантов, сочиняют наконец ритуальную песню.

Героини картины совершенно разные. Но все очень искренние, настоящие. Кадр из фильма. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

«Буквально под камерами, за несколько часов сочинили! Абсолютно неожиданно для меня. Гениальная песня. Думаю, она может стать гимном Перми», - рассказал на закрытом показе Сергей Четверухин.

Ещё одна сюжетная линия, очень важная и глубокая, – про пермскую мастерскую «Будетляне». Здесь молодые люди с особенностями ментального развития делают музыкальные инструменты и шьют мерч. Фильм начинается как раз с Дня открытых дверей в «Будетлянах» и монолога Кати: она работает в мастерской руководителем инклюзивных проектов. И это тоже про что-то очень настоящее.

В финале фильма все линии сплетаются. Девушки поют свою песню в зале деревянной скульптуры под куполом собора. Правда, «богов» уже нет – их увезли буквально накануне. Но льющаяся сверху песня так многозвучна и аутентична, что самих исполнительниц хочется назвать пермскими богинями.

Не конец, а развитие

На показе в «Синема 5» все три «богини» были в зале. Впервые видели себя на большом экране и испытывали, разумеется, серьёзный стресс. На вопрос зрителей, чем стали для них съёмки в кино, Мира честно ответила, что ей было страшно. Страшно и говорить, и петь. Но такой опыт для себя считает классным. Даша (она родом из Коми округа) смеясь добавила, что она «больше по коми-пермяцким бабушкам, по лесу, по пистикам», и до сих пор не может полностью осознать то новое, что произошло в её жизни. А Катя, признавшись, что спать приходилось по два-три часа и было очень тяжело, подчеркнула, что вся эта история – не про конец, а про развитие.

«Я не о фильме сейчас, – уточнила она. – С Дашей мы познакомились совершенно случайно. Прошлой осенью проходили съёмки, весной мы вытащили её в нашу инклюзивную мастерскую. А теперь она педагог в этой мастерской. То есть это про жизнь, про связи, про какие-то начинания. Плюс и Серёжа, видимо, напитался от нас: уже снимает новый фильм – о “Будетлянах”. И это круто».

Героини фильма  Даша Калина (слева), Екатерина Лившиц и Мира Плюснина на закрытом показе. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Судя по всему, у Четверухина рождается очередная киношная традиция: проводить показ одной картины, а параллельно снимать следующую. Кстати, так было и год назад, когда он представлял в Перми «Сказительницу» (про актрису Театра-Театра Люсю Прохоренко, сочиняющую современные пермские сказки) и одновременно работал над «Недолгими проводами». Впрочем, тогда будущий фильм в его компьютере назывался иначе. Точнее, у него было несколько рабочих названий: «Пермский док-2», «Священный Бабуллинг» и даже «Одухотворённая резня бензопилой «Дружба-3» закатным вечером на берегу Камы».

Режиссёр уверяет, что окончательного названия у этого дока нет и сегодня.

«До сих пор маюсь. Понятно, что “Недолгие проводы” – оммаж Кире Георгиевне Муратовой. При этом часть меня, субличность с плохим вкусом, говорит: оставь “Недолгие проводы”, поиграй в постмодерн. Субличность же с хорошим вкусом советует: нет, пусть будут просто “Проводы”. А, например, знаток документального кино, кинокритик Антон Мазуров посоветовал мне назвать его “Трава провинции”», – поделился Сергей Четверухин в студии «Серебряного дождя» перед закрытым показом, дав возможность радиослушателям предложить своё название.

Да и после показа фильма он готов был выслушивать от зрителей не только комплименты, но и предложения, замечания, каверзные вопросы. Однако в зале звучали в основном комплименты и аплодисменты. А главным вопросом был «Когда ваш док появится в прокате?»

«Этот фильм датируется 2025 годом и только с января он пойдёт по фестивалям. Прокатывать его в это время нельзя, иначе фестивальная история будет невозможна», - ответил режиссёр.

И да, вишенка на торте: американский кинофестиваль независимого кино «Сандэнс», куда Четверухин уже отправил свой документальный мюзикл, включил его в лонг-лист.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах