Сценарист легендарного «Тренера» и режиссёр нашумевшей «Сказительницы» Сергей Четверухин представил в родной Перми свой новый фильм «Недолгие проводы» (16+). Первый в мире полнометражный документальный фильм в жанре мюзикл. Закрытый показ состоялся в кинотеатре «Синема 5» в iMall «Эспланада». Подробности – на сайте perm.aif.ru.
Вражда кланов
У Четверухина есть традиция: первыми зрителями его картины становятся жители того города, в котором это кино снималось. «Недолгие проводы», как и «Сказительницу», он снимал в Перми. И хотя сюжет и герои там разные, получилась по-настоящему пермская кинодилогия.
«Всё, о чем поют и говорят наши героини, – это про городские реалии, городскую метафизику, городскую поэтику и городские травмы. Про дух города и Genius Loci», – поясняет режиссёр.
Действие нового дока разворачивается на фоне исторического для пермяков события – переезда знаменитых «Пермских богов» из здания Спасо-Преображенского собора, где почти сто лет размещалась Пермская художественная галерея, на новое место. За десятилетия «боги» стали культурной святыней для нескольких поколений. Неслучайно, узнав про их переезд, многие специально приходили в галерею попрощаться с ними.
А три пермские исполнительницы фольклора решают провести особый ритуал – проводить «богов» с намоленного места исполнением этнических песен. Для этого они разучивают аутентичный фольклорный материал, который должны исполнить на три голоса.
«Загоревшись такой идеей, я начал просить почтенных и заслуженных деятелей пермского фольклора посоветовать мне певиц, хорошо поющих этнику в Перми, – рассказывал «АиФ-Прикамье» Сергей Четверухин год назад, когда снимал этот фильм. – Все сухо ограничились одним-двумя именами далеко не первого ряда. А потом вдруг вообще перестали отвечать на мои звонки, блокировали сообщения. Как так? “По Перми ходят слухи, что Четверухин снимает фильм-расследование про вражду фольклорных кланов. Ты разворошил осиное гнездо!” – сообщили друзья».
Ни о каких враждующих кланах, признаётся режиссёр, он до этого даже не слышал. А снимать собирался добрую картину, где героини бы не говорили, а только пели и танцевали, как в любимом им индийском кино. Но тут услышал про «осиное гнездо», и ему стало интересно. Оказалось, в 1980-е годы участники «фольклорной школы» при пединституте сильно недолюбливали коллег из «фольклорной школы» при ПГУ. Университетские, говорят, проникали в фольклор глубоко, как в науку, но музыкальность у них была слабее. В педе – наоборот: музыкальность сильнее, но там, по мнению «универовских», были метастазы лубочного варианта, когда фольклор поют по нотам. Словом, страсти бушевали нешуточные.
Сейчас, слава богу, это уже в прошлом. Молодым талантливым исполнителям, по словам Сергея, «абсолютно чихать на те древние террариумы. Они свободны, движутся своими путями и независимы ни от кого, кроме декана вуза».
«Трава провинции» под куполом собора
Несмотря на ярлык скандальности в начале работы над доком, Четверухину удалось найти прекрасных певиц. В отличие от изначального плана они не танцуют (не повезло с хореографом), но очень много поют в фильме.
Режиссёр условно называет их так: женщина с опытом, женщина с судьбой и молодая. Ни разу раньше не пев вместе, участница фьюжн-дуэта «Пальчик мимо» Мира Плюснина, исполнительница русского фольклора Екатерина Лившиц и юная Даша Калина, в бэкграунде которой детская школа искусств, объединяются в ансамбль, чтобы создать свой этнический ритуал. На всё про всё у девушек полторы недели, поскольку «Пермских богов» должны скоро увезти. Бесконечные репетиции, неизбежные конфликты, кризисные ситуации. Камера (респект оператору Ивану Ворончихину!) фиксирует их поиски и находки, показывает противоречия, связанные с их прошлым и прошлым Перми.
Конечно, героини картины совершенно разные. Но все они очень искренние, настоящие. Трушные, как говорит нынешняя молодёжь. И эта трушность проявляется не только в песнях, которые они исполняют, но и в их раздумьях, рассуждениях, эмоциях. Вот хотя бы несколько цитат из фильма.
«В лес с городским темпом не входят! О каком ритуале мы можем говорить? О каком ощущении этого пространства? Входишь в лес - сразу замедляешься, убирается городской ритм и темп бешеный. Иначе тебе в лесу делать нечего. Иди в торговый центр!» – бросает в сердцах Катя.
«Все эти пряничные штуки: медведи с балалайками, ручки лебёдушкой, девушки в кокошниках – вся эта стереотипность, пряничность меня в фольклоре бесит!» – не скрывает Мира.
«Мне кажется, Катя безотчётно делает этот ритуал для того, чтобы у ребят в её мастерской всё сложилось хорошо. Это её молитва атеиста», – убеждена Даша.
Как и предыдущие фильмы Четверухина, «Недолгие проводы» - кино многослойное, с разными сюжетными линиями. Пожалуй, главная из них - про родителей, наследие, исторические вертикали. 17 лет назад погиб отец Кати Лившиц талантливый поэт Валерий Абанькин. И именно на его стихи «Трава провинции» девушки, перебрав перед этим множество других вариантов, сочиняют наконец ритуальную песню.
«Буквально под камерами, за несколько часов сочинили! Абсолютно неожиданно для меня. Гениальная песня. Думаю, она может стать гимном Перми», - рассказал на закрытом показе Сергей Четверухин.
Ещё одна сюжетная линия, очень важная и глубокая, – про пермскую мастерскую «Будетляне». Здесь молодые люди с особенностями ментального развития делают музыкальные инструменты и шьют мерч. Фильм начинается как раз с Дня открытых дверей в «Будетлянах» и монолога Кати: она работает в мастерской руководителем инклюзивных проектов. И это тоже про что-то очень настоящее.
В финале фильма все линии сплетаются. Девушки поют свою песню в зале деревянной скульптуры под куполом собора. Правда, «богов» уже нет – их увезли буквально накануне. Но льющаяся сверху песня так многозвучна и аутентична, что самих исполнительниц хочется назвать пермскими богинями.
Не конец, а развитие
На показе в «Синема 5» все три «богини» были в зале. Впервые видели себя на большом экране и испытывали, разумеется, серьёзный стресс. На вопрос зрителей, чем стали для них съёмки в кино, Мира честно ответила, что ей было страшно. Страшно и говорить, и петь. Но такой опыт для себя считает классным. Даша (она родом из Коми округа) смеясь добавила, что она «больше по коми-пермяцким бабушкам, по лесу, по пистикам», и до сих пор не может полностью осознать то новое, что произошло в её жизни. А Катя, признавшись, что спать приходилось по два-три часа и было очень тяжело, подчеркнула, что вся эта история – не про конец, а про развитие.
«Я не о фильме сейчас, – уточнила она. – С Дашей мы познакомились совершенно случайно. Прошлой осенью проходили съёмки, весной мы вытащили её в нашу инклюзивную мастерскую. А теперь она педагог в этой мастерской. То есть это про жизнь, про связи, про какие-то начинания. Плюс и Серёжа, видимо, напитался от нас: уже снимает новый фильм – о “Будетлянах”. И это круто».
Судя по всему, у Четверухина рождается очередная киношная традиция: проводить показ одной картины, а параллельно снимать следующую. Кстати, так было и год назад, когда он представлял в Перми «Сказительницу» (про актрису Театра-Театра Люсю Прохоренко, сочиняющую современные пермские сказки) и одновременно работал над «Недолгими проводами». Впрочем, тогда будущий фильм в его компьютере назывался иначе. Точнее, у него было несколько рабочих названий: «Пермский док-2», «Священный Бабуллинг» и даже «Одухотворённая резня бензопилой «Дружба-3» закатным вечером на берегу Камы».
Режиссёр уверяет, что окончательного названия у этого дока нет и сегодня.
«До сих пор маюсь. Понятно, что “Недолгие проводы” – оммаж Кире Георгиевне Муратовой. При этом часть меня, субличность с плохим вкусом, говорит: оставь “Недолгие проводы”, поиграй в постмодерн. Субличность же с хорошим вкусом советует: нет, пусть будут просто “Проводы”. А, например, знаток документального кино, кинокритик Антон Мазуров посоветовал мне назвать его “Трава провинции”», – поделился Сергей Четверухин в студии «Серебряного дождя» перед закрытым показом, дав возможность радиослушателям предложить своё название.
Да и после показа фильма он готов был выслушивать от зрителей не только комплименты, но и предложения, замечания, каверзные вопросы. Однако в зале звучали в основном комплименты и аплодисменты. А главным вопросом был «Когда ваш док появится в прокате?»
«Этот фильм датируется 2025 годом и только с января он пойдёт по фестивалям. Прокатывать его в это время нельзя, иначе фестивальная история будет невозможна», - ответил режиссёр.
И да, вишенка на торте: американский кинофестиваль независимого кино «Сандэнс», куда Четверухин уже отправил свой документальный мюзикл, включил его в лонг-лист.