В пермском театре «У Моста» (ул. Куйбышева, 11) завершился традиционный масштабный проект – Рождественские встречи. Их посетило рекордное количество зрителей – семь тысяч.
Что бы кто ни говорил, а верить в чудо хочется. Особенно в начале Нового года. Что все обязательно наладится, что прошлые промахи останутся в прошлом, а сам ты станешь лучше и чище. Как будто бы тоже новый.
Именно эта тема и стала лейтмотивом нового спектакля театра «У Моста». Вот уже на протяжении 15 лет пермский театр в первые две недели Нового года устраивает Рождественские встречи. Это очень своеобразное действо, сочетающее в себе новый спектакль (непременно чудесного содержания), танцевально-игровую программу, экскурсию по святая святым – мистическому закулисью таинственного театрального мира, где помимо гримерок, хранилищ декораций, мастерских, можно посетить «Мистический музей» театра и увидеть декорацию изнутри. Более того, в рамках Рождественских встреч также можно посетить знаменитую «комнату ужасов» – эксклюзив театра, единственный в мире живой лабиринт страха и мрака.
По традиции, специально для Рождественских встреч в театре ставится премьерный спектакль. Не стал исключением и 2014 год. На этот раз неутомимый режиссер-постановщик Сергей Федотов, выбрал для постановки пьесу Виктора Ольшанского «Хапун». Это драматическое переложение малороссийской сказки Владимира Короленко «Судный день». Действие происходит через десять дней после еврейского нового года, который празднуется ранней осенью, в день празднования Иом-Кипура (дня очищения). Христиане прозвали этот день «судным днем» – существует поверье, что в Иом-Кипур еврейский черт, Хапун, хватает (хапает) и уносит из синагоги одного еврея – самого жадного, самого хитрого и бессовестного.
Спектакль получился яркий, даже слегка страшноватый (что придает спектаклю колорит притчи, мифа), и очень смешной. Федотов не боится юмора в своих постановках, и каким-то чудом все это не превращается в балаганщину, а лишь подчеркивает современность затронутых в спектакле проблем. На Филиппа (Валерий Митин, Никита Петров), местного мельника, неожиданно сваливается богатство, и молодой человек почти по-гамлетовски начинает метаться между деньгами и личным счастьем.
Хапун (Сергей Мельников, Андрей Молянов) в спектакле вышел гротескным и, как ни странно, очень человечным. Высвечена дуальность образа – подчас кажется, что это не бес, а ангел карающий, настолько сильны его принципы справедливости. Но так ли уж неизбежен его карающий меч? Сильна вера человека в покаяние, раскаяние и прощение. И шанс такой дает любовь.
Образами, несущими любовь, в спектакле являются женщины – Янкелиха (супруга новокаменского шинкаря Янкеля, который стал первой жертвой Хапуна) и Галя (дочь бедной вдовы, невеста Филиппа). Образы совершенно разные, но пронизанные светом. Галя (Виктория Проскурина, Алевтина Боровская) – женщина из породы тех, что «коня на скаку остановит», но при этом с первого взгляда верится в ее доброе сердце и необъятную душу. Пронзительный монолог обезумевшей Янкелихи (Анастасия Муратова, Ирина Вольных) сперва кажется выбивающимся из общей канвы, но после финального аккорда без труда прочитывается его логика и высочайший смысл – именно настоящая бескорыстная любовь способна отвести человека от греха.
Украинская стилистика в спектакле передана очень точно, поскольку хорошо знакома режиссеру. Известно, что Сергей Федотов пристрастен к Гоголю и украинские спектакли по бессмертным произведениям классика («Панночка» и «Вечера на хуторе близ Деканьки») давно считаются жемчужинами театра «У Моста». Более того, Федотов мастерски использует пространство родной сцены: звук хлопающих крыльев Хапуна эхом неизбежности отдается в ребрах зрителя; игра светотени – как отражение душевных метаний главного героя Филиппа. Камерность зала обволакивает зрителя, втягивает его и завораживает происходящим по ту стороны рампы.
Отметим, что хорошей традицией стали не только сами рождественские встречи, но и то, что такие спектакли входят в постоянный репертуар театра. Так, полюбились зрителям и не уходят со сцены «Дракула» и «Франкенштейн». Поэтому есть надежда, что, несмотря на окончание рождественского проекта этого года, поклонникам театра еще представится возможность посетить спектакль «Хапун», который был на протяжении 14 дней был показан 34 (!) раза. Уже сейчас от зрителей поступают такие просьбы.