Примерное время чтения: 9 минут
297

Михаил Скоморохов: Театр - это диагноз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ Прикамье 02/12/2009

Кажется уже байкой то, что он приехал в этот город молодым режиссёром, полным идей и надежд в веке уже прошлом, двадцатом, в году 1982-м, который для большинства юных зрителей театра - история из жизни их родителей.

Нынешние папы и мамы бегали в этот театр сначала в фартучках и пионерских галстуках, потом - со студенческим билетом в кармане на новые необычные спектакли по, казалось бы, знакомой классике - «Ах, Невский!» по петербургским повестям Гоголя или «Кандид» Вольтера. Теперь вчерашние юные зрители привели в театр своих детей. А Михаил Скоморохов в свой 28-й сезон в Перми и в год 45-летия ТЮЗа по-прежнему любит работать с классикой и открывать в ней что-то новое для своих зрителей.

Вампилова придётся немного переписать

- Я стесняюсь ставить некоторые спектакли, - говорит Михаил Юрьевич, перебирая в памяти те сюжеты, которые хотелось бы ему увидеть на своей сцене. - Я очень люблю Тургенева. Но Анатолий Эфрос в своё время гениально открыл «Месяц в деревне». Как теперь к этому подойти?.. А классику ставить в театре юного зрителя необходимо - в ней бездна смыслов. Дети должны расти на хорошей драматургии и литературе. Даже если на сцене герои страдают, в зале от сопереживания становится теплее. Сейчас у нас в работе «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, «Соло для часов с боем» О. Заградника, «Старший сын» А. Вампилова…

- Вампилова уже можно считать классиком?

- Посмотрите, как много его ставят. А почему? Именно потому, что он стал классиком. Пьеса «Старший сын» была написана более сорока лет назад, прошла уже целая эпоха. Мы придумали свою неожиданную трактовку, но текст придётся немного подкорректировать, переписать. Кое-что сопротивляется тому, что я придумал. Но авторское решение, сюжет останутся неизменными. Пока не скажу, кто будет играть главные роли, - пробуются несколько актёров.

От театра невозможно отдохнуть

- У вас бывают такие дни, когда вы не приходите в театр?

- Бывают. Но редко. 1 января и 1 мая точно меня в театре нет. По понедельникам, в мой единственный выходной, у меня в театре же занятия со студентами. А отдыхаю я в отпуске. Хотя от моей работы невозможно отдохнуть. Это ведь не работа, это болезнь. Всё равно думаешь о следующем спектакле, о том, что происходит в этом здании. Театр «сидит» во мне. И это хорошо. Гораздо хуже, когда человек приходит в театр, но в нём самом театра нет.

- Михаил Юрьевич, у вас немало наград, почётных званий… Как вы относитесь к наградам? Например, где вы храните орден Почёта, который вам вручили пару лет назад?

- Дома, в коробочке. Когда мне его вручили, я отметил событие с друзьями здесь, в театре. Как отношусь? Государство у нас может быть какое угодно, но награда даётся за труд. И здесь всё честно, без дураков. Награда в провинции - это как латы для рыцаря, как одна из деталей брони, которая тебя защищает от возможных нападок.

Между прочим, я очень ценю звание, которое мне присвоили после 25 лет работы в ТЮЗе - «Почётный гражданин города Перми». Это знак того, что удалось хорошо потрудиться на благо города, в котором живу. Награда за то, что я старался сберечь это здание, уют и красоту внутри него, эти деревья вокруг, этот прекрасный уголок. Это награда за сохранение части пермской культуры.

- Был ли момент, когда вы пожалели, что приехали в Пермь?

- Я пришёл в театр на восемнадцатом году его жизни, уже почти 28 лет назад. И теперь моя судьба прочно связана с судьбой этого театра. Сейчас я могу сказать: нет, не жалею. Были моменты, когда хотелось уехать, но они давно развеялись. Меня всегда останавливала одна мысль: а хватит ли у меня сил снова собрать такую же команду соратников, какая сложилась сегодня в Пермском ТЮЗе? А кроме того, как сказал Экзюпери, ты в ответе за тех, кого приручаешь… Мы все вместе волнуемся, радуемся за всё происходящее, а чувство ответственности, особенно за неудачи, лежит, конечно, на мне.

Восхищаюсь Жванецким и его желанием жить в этой стране

- В 90-Е ГОДЫ в вашем театре много ставился Чехов, были надежды на будущее. Сейчас в репертуаре появился Островский. В последней премьере осмеивается многое в сегодняшней жизни, довольно резко и изобретательно. Пришли нелёгкие времена?

- Что касается Островского, в репертуаре ТЮЗа пьесы Александра Николаевича шли всегда. А вот о времени… Знаете было время, когда мы знали врага в лицо, знали, где его лягнуть, где обойти. Были указы КПСС, директивы, но театр хорош тем, что говорит особым, иносказательным языком. Мы изощрялись, искали образы. Сейчас враг сидит в нас самих - это наша леность, наша инертность, безразличие. Интеллигенция стала обслуживать власть предержащих. Горько, что с уходом таких людей, как Дмитрий Сергеевич Лихачёв, как Андрей Дмитриевич Сахаров, Александр Исаевич Солженицын, исчезли ориентиры. Эта была та интеллигенция, которая могла противостоять всерьёз. Сегодня я восхищаюсь Жванецким. Смотрю программу с его участием - «Дежурный по стране». Как он мастерски отвечает на самые острые вопросы. Восхищаюсь его юмором и желанием жить в этой стране.

Ну, какой я профессор…

- Вы профессор Пермского института искусства и культуры, выпустили несколько актёрских курсов, и многие актёры работают в вашем театре, в театрах города, края, уезжают в Москву, Петербург, другие города. Как вы определяете - кто может быть актёром, а кто нет?

- Ну, какой я профессор? Учёных трудов я не писал, не защищал. Да и преподаватель я не самый лучший. В выражениях не стесняюсь, когда студенты того заслуживают. Я хочу, чтобы они понимали главное: актёрский труд - это каторжный труд. Наград в этой профессии мало, зарплата низкая, но есть счастье. Когда актёр выходит на сцену, раскрывает свою душу и чувствует отклик зрительного зала… Поэтому я смотрю на вступительном экзамене - есть в ребёнке заразительность, потребность представлять, личностное начало? Человек может быть невзрачным в жизни, но когда он выходит на площадку, его интересно слушать. Обращаю внимание на это, а ремесло приложится.

- Вы переживаете, когда в театре вырастают актёры, а потом уходят?

- А как же, конечно жалко. Володя Шульга уехал в Москву. Но грустно оттого, что там у него нет заглавных ролей. Жалко Сашу Смирнова. Мне казалось, что он рождён для работы в театре. Из него мог бы получиться артист высочайшего уровня. Но он сделал другой выбор. Честно говоря, я расстроился. Настоящие артисты попадаются нечасто. Но я всё понимаю: сидеть на нищенской зарплате тяжело, а всем хочется комфорта.

- Что вы можно простить артисту?

- За их бедное существование прощаешь почти всё, входишь в любое положение, помогаешь. Трудно простить предательство. Это когда ради своих интересов актёр бросает работу среди сезона. Театр - дело коллективное. Ситуации бывают разные, но такой уход ломает всё по живому, отражается на работе многих людей.

Мои дети выбрали другую профессию

- Что для вас сейчас самое важное? Чем вы дорожите?

- Моя семья, мои дети. У сына уже своя семья, внучка подрастает. Дочь - студентка третьего курса университета. Они любят театр, ходят на все премьеры. Но профессии выбрали другие. И я рад этому. Хотя во внучке, Сашеньке, есть что-то артистичное. Когда удаётся с ней повидаться, я прихожу в восторг от её шалостей и смеха.

- Вы любите проводить свободное время на даче, а кто у вас в семье главный по грядкам? Жена?

- Нет, мы вместе. Мне нравится копаться в земле, косить траву. В этот момент отключаюсь от всего. Люблю поливать, смотреть, как всё растет. А жена выращивает цветы. Кстати, у нас в этом году, в сентябре, впервые зацвели две чайные розы. Это было такое счастье. Я специализируюсь в огородном хозяйстве по выращиванию огурцов - у меня теплица. Прихожу в восторг, когда мои малосольные огурцы едят с аппетитом друзья и гости.

Досье

Михаил Скоморохов - народный артист России, профессор, Почётный гражданин Перми. Награждён серебряной медалью им. А. Д.Попова и орденом Почёта. В 1977 году окончил Московское театральное училище им. Б. Щукина, работал директором и режиссёром Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино», а в 1982-м переехал в Пермь и возглавил театра юного зрителя. Начал свою работу в Перми с постановки спектакля « Ах, Невский!» по повестям Гоголя. Всего в ТЮЗЕ за 28 лет работы поставил 45 спектаклей. В том числе такие, как «Гроза» А. Островского, «Вальпургиева ночь» В. Ерофеева, «Персонажи» Л. Пиранделло, «Ричард III» В. Шекспира, «Чонкин» В. Войновича. С 1990 года преподаёт в Пермском государственном институте искусства и культуры, воспитал и выпустил не один актёрский курс.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах