На «Арабеске-2012» Ивата был в составе жюри. Сосредоточенно-углублённый во время туров и доброжелательно-открытый в перерывах между ними. Без всякого налёта «звёздной» пыли. Согласие на интервью для «АиФ-Прикамье» по окончании конкурса дал без проблем. Единственным условием было: только после класса. Занятия в балетном классе 41-летний солист Большого театра Морихиро Ивата не прекращает ни на день, где бы он ни находился.
Чем берут азиаты?
«АиФ-Прикамье»: - Морихиро, восемнадцать лет после вашего триумфа Гран-при «Арабеска» не вручался никому. Ощущали при этом какую-то особую гордость?
Морихиро Ивата: - Гордость была. Но не потому, что я получил Гран-при, а другие – нет. Гордость за свой труд, за то, что удалось показать... Вы не представляете, как сильно я волнуюсь перед любым выступлением. До сих пор. А вспоминаю победу в Перми — и волнение уменьшается.
Многие из тех, кто участвовал в «Арабеске» в разные годы и не получил главный приз, стали потом звёздами. Но это не значит, что тут их недооценили. Просто что-то не пошло у них здесь, не совпало. Наверное, это судьба.
«АиФ-Прикамье»: - А мне видится нечто судьбоносное в том, что стоило вам два года назад войти в жюри «Арабеска», как заветная статуэтка обрела наконец хозяина! Как, впрочем, и нынче.
М.И.: - (Смеётся.) Я действительно старался посылать позитивную энергию всем участникам конкурса. Потому что они достойны. Помню, как меня оценивали великие Максимова, Васильев, Стручкова, и хочу так же поддерживать, подпитывать сегодняшних молодых.
«АиФ-Прикамье»:- Тон на балетных конкурсах в последние годы задают корейцы и японцы. На ваш взгляд, почему?
М.И.: - В Японии нет профессиональной балетной школы. Мы все из самодеятельности. Я сам начинал в студии у своего отца. Но я очень хотел танцевать, очень! А желание — это главное. И ещё: японцы, как и корейцы, невероятно трудоспособны. Выполняют всё, что говорит педагог. Я приехал в Москву в 19 лет, на второй курс хореографического училища. Учился всего полтора года, но занимался с утра до вечера. В свободное время кто куда, а я — в зал. Ключ попрошу — и занимаюсь.
На гастроли с дозиметром
«АиФ-Прикамье»:- Этой зимой Большой театр гастролировал в Японии. Сразу возникают вопросы о последствиях прошлогодней катастрофы... Из ваших близких никто не пострадал?
М.И.: - Слава Богу, нет. Родители даже не почувствовали землетрясения: как раз в тот день они возвращались домой из поездки в Китай, были в самолёте. Хотя поволноваться пришлось: самолёт вместо Токио посадили в Осаке. А когда прилетели в Токио, там не ходили электрички, пропал бензин на заправках...
В Йокогаме, где живут мои родные, никаких разрушений. Вот на севере страны, на который обрушилось страшное цунами, люди до сих пор без нормального жилья. Но держатся! Когда я был после катастрофы у родителей, хотел съездить туда, чтобы чем-то помочь. К сожалению, не смог. Посылал деньги. Многие японцы помогают так.
«АиФ-Прикамье»:- Радиация не пугала перед отправлением на гастроли?
М.И.: - Конечно, страх был. Некоторые артисты даже отказались лететь. Да и все прибывшие в Токио, несмотря на заверения МЧС, что всё в порядке, тут же купили дозиметры и везде мерили эту радиацию. Могу сказать, что в России она выше, чем там.
«АиФ-Прикамье»: - Что из японского присутствует нынче в вашей жизни?
М.И.: - Я буддист, и мы с Олей (Ольга Мочалова-Ивата окончила Пермское хореографическое училище, танцевала, сейчас преподаёт) венчались в Японии по ритуалам этой религии. Занимаюсь айкидо (японская борьба) и иайдо (искусство владения японским мечом). Эти упражнения помогают в работе — становлюсь более устойчивым. Но тренировки осложняются тем, что балетные артисты тянутся по привычке вверх, а тут нужно, наоборот, стелиться по земле.
Восхождение продолжается
«АиФ-Прикамье»:- Ваши дочери занимаются балетом?
М.И.: - Маша (ей 17) учится в балетной школе, а 14-летняя Алиса ходит в музыкальную, в класс вокала. Мечтает стать певицей.
«АиФ-Прикамье»: - А о чём мечтаете вы? Какую партию, имея в репертуаре Принца и Чиполлино, Альберта и Шута, Базиля и Балду, хотелось бы ещё станцевать?
М.И.: - Сегодня у меня другой интерес: хочу ставить балеты. Да, я ставлю и сейчас, но пока так: кто-то просит — я помогаю. Часто использую национальную музыку: в «Восхождении на Фудзияму», «Тамаши»... Хотя премьер Большого Михаил Лобухин, к примеру, предложил мне однажды сделать для него номер на песню Высоцкого «Всё не так». С удовольствием сделал. Он уже исполнял его, в том числе на вечере памяти Мариса Лиепы, прошедшем в Большом театре в день закрытия «Арабеска».
«АиФ-Прикамье»:- То есть со сценой вы решили попрощаться?
М.И.: - В каких-то концертах, вероятно, я ещё буду участвовать. Но последний спектакль был 30 марта. «Чиполлино». Моего репертуара в театре всё меньше. А так что, в класс ходить и зарплату получать? Здорово, конечно. Но хочется что-то делать.