Не прошло и года после смерти футбольного «Амкара», как наш край потерял ещё один узнаваемый (не только в России, но и за рубежом) бренд.
В июне объявили о том, что Теодор Курентзис с нового сезона прекращает работу в качестве художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Вместе с ним край покидает его оркестр и хор musicAeterna.
Прикамские фанаты и поклонники известного дирижёра в трауре. Их печаль ни на толику не утоляет даже то, что Теодор останется худруком Дягилевского фестиваля в Перми. Ненавистники Курентзиса сетуют, что маэстро оставил после себя выжженное поле.
Взаимные претензии
Впервые публично последний из могикан пермской культурной революции (а приглашал Курентзиса в Пермь в 2011 г. губернатор Олег Чиркунов) припугнул власти края, что может покинуть наш регион, в феврале 2017 г.
«Честно скажу: я уеду из Перми, если не построят новую сцену для театра», – сказал как отрезал Теодор.
Было это 3 февраля 2017 г. Символично, что спустя три дня Прикамье вместо Виктора Басаргина возглавил Максим Решетников. Ему и предстояло выполнить обещание, которое Курентзису дал ещё Чиркунов, – построить новую сцену для театра оперы и балета. Но Решетников не успел это сделать.
Кстати, постфактум многие из пермской культурной тусовки заявили: «О, мы давно знали, что Курентзис уедет из Перми». Мол, это было известно ещё год назад. Однако не всё так просто.
«Слухи о том, что Теодор уедет из Перми, постоянно ходили всё время, пока мы были здесь. Поэтому уже никто из артистов на них не реагировал. До последнего никто не был уверен, точно это или нет, и кого Курентзис возьмёт с собой. В оркестре и хоре была паника. Потому что никто не знал, что будет дальше. У многих ведь в Перми семьи, дети, квартиры, купленные в ипотеку», - рассказал «АиФ-Прикамье» источник в musicAeterna.
Как признался губернатор на пресс-конференции, которая состоялась на прошлой неделе, у властей Прикамья и дирижёра были взаимные претензии. Но Решетникову показалось, что весной все спорные вопросы удалось решить.
«Полтора года назад у нас состоялся интересный разговор с Теодором. Обсуждали с ним, что нужно большее его присутствие в Перми, а не только активные гастроли. Тогда он сравнил своё творчество с дорогим вином. «Мы же экспортируем это вино», – сказал он. «Всё хорошо, но мне бы хотелось, чтобы это замечательное вино потреблялось в Перми, чтобы к нам больше людей приезжало». У нас возникали объективные вопросы к работе Теодора. В Перми был самый малоработающий театр в стране при таких-то бюджетах! Репертуара на год не было. У Курентзиса тоже были обоснованные претензии к нам. Например, связанные с репетиционной базой. Как мне показалось, весной, к началу Дягилевского фестиваля, мы нашли взаимопонимание, решили разные вопросы, в том числе технические, заложили деньги на это. И Теодор сделал шаги навстречу: у нас появился репертуар хотя бы на три месяца. Но затем он написал письмо, что уходит. Я сказал ему: если что-то не сделали с нашей стороны, то мы готовы доработать эти вопросы. Но он ответил, что уже принял решение», – рассказал губернатор.
Решетников добавил, что у Курентзиса остался дом в Перми (в Демидково. – Авт.), он продолжит возглавлять Дягилевский фестиваль.
«Если всё нормально сложится, то мы обеспечим достаточное присутствие Теодора в Перми», – пообещал глава Прикамья.
Не поняли гения?
Но есть сомнения, что всё сложится нормально. Спустя два дня после комментария Решетникова прилетела «ответка» от Курентзиса. 27 июня уходящий худрук написал открытое прощальное письмо труппе, которое пришло на почту и многим зрителям театра. В пафосном послании маэстро обвинил краевые власти в «непонимании». Курентзис вспомнил, что, приехав в Пермь, хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе.
«Я хотел помочь создать консерваторию, чтобы следующие поколения прекрасных музыкантов были пермяками. Хотел показать стимул талантливым людям, чтобы они могли остаться здесь и развивать этот город. Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города всё есть, мы самые лучшие. Помню, однажды депутат заявил на заседании Заксобрания: Курентзис не стоит таких денег. Я его понимаю. Ибо есть люди, которые не различают понятия цены и ценности», – заявил Теодор Курентзис.
Затем он поблагодарил всех, с кем работал в театре, зрителей, меценатов. Особую же «благодарность» он выразил администрации Пермского края. «Потому что без её полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости, я никогда не нашёл бы силы принять решение покинуть свой рай. До встречи на Дягилевском фестивале!» – так завершил своё открытое письмо дирижёр.
По словам политтехнолога Дмитрия Логинова, уход Курентзиса означает исчезновение из информационной повестки региона ещё одного позитивного повода.
«Некоторые решения краевой администрации и губернатора за два года уже составили негативную картинку о Пермском крае. И ликвидация НТО, и падение темпов ростов жилья, и закрытие «Амкара», и провалившийся распиаренный проект Северного обхода Перми – всё это пока сильно контрастирует со скромными малоизвестными достижениями. Достижения пока осуществляют предприятия и промышленные комбинаты, и то в рамках своей деятельности», – считает Дмитрий Логинов.
Две Перми – два разных города
Профессор, зав. кафедрой культурологии и философии ПГИК Олег Лейбович:
«Есть две Перми. В одной обсуждают уход Курентзиса: огорчаются или радуются, злорадствуют или сокрушаются, сожалеют о не рождённой консерватории, беспокоятся о судьбе оперного театра.
В другой Перми, явно более многолюдной, живут иными заботами: как дотянуть до получки, избежать увольнения, найти работу взамен утраченной, записаться к врачу... И тревожит их, в первую очередь, отнюдь не утрата Пермью статуса флагмана современного оперного искусства, а грядущие изменения в сети городского транспорта. Что касается краевых или городских начальников, то обитатели второй Перми не слишком их различают по именам и должностям.
Между этими двумя городами едва ли есть надежные средства сообщения. Герои рассказов Павла Селукова вряд ли поймут, о чем горячо спорят на просторах фейсбука. И если их и интересует искусство, то, главным образом, искусство владения кожаным мячом на футбольном поле. Уход «Амкара» для обитателей наших окраин – более ощутимая потеря, чем жизнь без musicAeterna. Да, музыка не оказалась вечной: батарейки не заменили. Меломаны будут за это бранить губернатора. Болельщики будут делать то же самое, но за другое и иными словами. Положение обязывает быть обруганным, что совсем не мешает Решетникову и впредь исполнять свои должностные обязанности».