Дерево держится корнями, а человек – семьёй. Глубокий смысл, который заложен в этой пословице, все мы постигаем с годами. Узнавая, кем были наши деды и прадеды, начинаем лучше понимать себя. А если говорить об известных династиях, то их история может много рассказать о том, как жил город или край.
Есть одна удивительная семья, которая сделала очень много для нашего региона. Эти сплочённые, любящие люди всегда поддерживали друг друга, чтили традиции и передавали их новым поколениям. Речь идёт о творческом, музыкальном роде Дягилевых. Именно в этой семье в 1872 г. родился мальчик, которого назвали Сергеем. Он прославил имя своего рода в России и далеко за её пределами, став знаменитым импресарио. Сергей Дягилев открыл русский балет для всего мира.
Потомок Петра Великого?
История рода Дягилевых обросла легендами. Существовало предание, что некий тверской боярский сын Докука получил на свой герб в подарок от Иоанна Грозного цветок дягиля. Только вот и гербов у бояр в те времена не было, и Докука уехал в Литву в 1580 г. По второму семейному преданию, уже более похожему на правду, Дягилевы попали в немилость у царя Алексея Михайловича и их отправили осваивать Урал и Западную Сибирь. Третья версия звучит вообще фантастически – мол, Дягилевы ведут род от Петра I. Художник, историк искусств Александр Бенуа говорил, что это, конечно, плод фантазии самого Сергея Дягилева. Но всё-таки замечал, что было в Сергее Павловиче что-то от Великого Петра.
Искусствовед, научный консультант Пермского культурного фонда «Дом Дягилева» Олег Брезгин в биографии Сергея Павловича пишет, что история рода на пермской земле началась в XVIII в. Выходец из крестьян Павел Фёдорович, которого можно считать основателем рода, поселился на пермской земле в середине 1730-х годов. Он довольно быстро стал горнозаводским канцеляристом и с 1735 г. служил на Егошихинском медеплавильном заводе. Его сын Василий женился на деятельной и неутомимой купеческой дочери из Соликамска Татьяне Нагаевой. Василий Павлович мечтал получить дворянский титул. Правда, этой мечте не суждено было сбыться.
Но её смог осуществить его сын Дмитрий, который стал потомственным дворянином – в 1806 г. Дмитрия Васильевича и его род внесли в «Дворянскую родословную Московской губернии книгу». Почему московской? Дело в том, что Дворянского собрания в Перми ещё не было. Женился Дмитрий Дягилев весьма удачно – его супругой стала дочь богатого купца, городского головы Мария Жмаева. Именно Мария Ивановна после смерти своего отца купила земли в Осинском уезде, где позже семья построила Бикбардинский винокуренный завод. Там же, в Бикбарде, было построено и семейное имение, которое позже стало центром притяжения семьи. Его любили и взрослые, и дети.
Елена Валерьяновна, мачеха Сергея, вспоминала, что в отличие от пермского дома семьи там не было ни картин, ни редкой мебели, ни драгоценного фарфора, но везде было уютно и симпатично. Члены семьи, приезжая в Бикбарду, чувствовали себя спокойно и расслабленно. Здесь они часто пели, музицировали, ставили семейные спектакли.
Театры большие и малые
Известно, что тяга к творчеству очень ярко проявилась у Дмитрия Васильевича. В своих автобиографических записках он писал, что увлекался музыкой, а также рисованием и живописью – писал иконы и портреты. В молодости сочинял басни, эпиграммы, стихотворные сказки. Одну из таких сказок даже опубликовали в журнале.
Любовь к искусству никогда не покидала эту семью, и сын Дмитрия Васильевича Павел только умножил это. Окончив сначала военную, а потом и госслужбу, в 1850 г. он вернулся в Пермскую губернию и серьёзно занялся финансовыми делами семьи. Первым делом модернизировал Бикбардинский завод. Затем основал ещё несколько. Несмотря на то, что с возрастом Павел получил славу довольно сурового, замкнутого человека, он всегда поощрял своих детей в их творческих порывах и сам без сожалений поддерживал, как бы мы сейчас сказали, культурные проекты. Так, Павел Дмитриевич пожертвовал крупную сумму – 4300 серебром – на строительство городского театра в Перми. Он благосклонно разрешил домашним построить театр в бикбардинском имении. И театр получился – загляденье. Елена Валерьяновна Дягилева вспоминала, что такую сцену она и в Петербурге не видела. Кстати, на этой «домашней» сцене дебютировал маленький Серёжа, которому тогда было четыре года. Он сыграл Красную Шапочку и Мальчика-с-пальчика. Первая роль, по воспоминаниям родственников, ему удалась. А вот во время исполнения второй он испугался дядю Николая, который появился в костюме Людоеда, и убежал.
И в пермском доме, и семейном гнезде в Бикбарде бывали известные музыканты. Среди них была и тётя Сергея – Александра Панаева (сестра мачехи). Известная певица, которая своим изумительным голосом восхищала слушателей в России и за её пределами, с радостью приезжала в Бикбарду.
Жизнь бьёт ключом
Многие в семье отмечали, что Сергей очень много взял от деда Павла Дмитриевича. Пообщаться с дедом Сергей Павлович не успел, так как тот умер, когда будущий импресарио был совсем маленьким. Тут, скорее, сыграла роль атмосфера, которую создал у себя дома патриарх семьи. Павел Дмитриевич был страстным библиофилом и собрал огромную библиотеку. Двоюродный брат Сергея вспоминал, что они маленькими любили приходить к нему в кабинет, читать и рассматривать тома. Увлечение книгами передалось и Сергею, который их тоже постоянно покупал. Например, он собирал все прижизненные издания любимого своего поэта Александра Пушкина.
Большое влияние на Сергея оказала и его мачеха Елена Валерьяновна, которую он очень любил. Мать Сергея Павловича умерла вскоре после родов. Его отец Павел Павлович вторично женился через два года. Молодая жена сразу приняла мальчика как своего сына и по-настоящему заменила ему мать. Она позже написала трогательные и очень интересные воспоминания о семье Дягилевых, где процитировала своё письмо уже взрослому Серёже о первой встрече с ним: «Ты был для меня почти вопросом жизни и смерти, так как я решила втайне, что, несмотря на любовь мою к твоему отцу, я не выйду за него, если не почувствую, что смогу горячо любить тебя...». Маленький Серёжа, впервые встретив молодую, тогда ещё невесту отца, не задумавшись, протянул к ней руки. Трепетную любовь к Елене Валерьяновне он пронесёт через всю жизнь.
Любовь – вот, пожалуй, самое подходящее слово, которое характеризует семью Дягилевых. У них был культ семьи, они поддерживали друг друга в любом выборе. О том, насколько члены семьи с любовью и вниманием относились друг к другу, говорит простой и очень милый пример. Елена Валерьяновна в своих воспоминаниях рассказала о случае, который произошёл, когда она впервые вместе с мужем и сыновьями (у пары родился общий сын Валентин) ехала в Пермь. Перед прибытием в город, во время одной из остановок, на пароходе внезапно появились три брата мужа и невеста одного из них. Оказалось, что они решили сделать сюрприз – заранее поприветствовать семью брата. Всей компанией они ввалились в каюту с громкими возгласами и смехом. Чуть позже Елена Валерьяновна вспоминала, что если Дягилевы соберутся вместе, то помимо их воли в них самих и вокруг них жизнь бьёт ключом.
Кстати
«АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по дому Дягилева в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, рассмотреть со всех сторон уникальный памятник импресарио и увидеть другие редкие экспонаты музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».
#НеизвестныйДягилев