Примерное время чтения: 4 минуты
814

Куда ведёт «Сталкер»? Лучшее с Международного фестиваля о правах человека

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Прикамье 03/07/2019
Юсуп Разыков и Игорь Степанов представляют фильм «Турецкое седло» на Благотворительной акции кинофестиваля «Сталкер» в Перми.
Юсуп Разыков и Игорь Степанов представляют фильм «Турецкое седло» на Благотворительной акции кинофестиваля «Сталкер» в Перми. / Вера Шуваева / АиФ

Пять дней, с 24 по 28 июня, в Перми проходили показы фильмов, ставших призёрами XXIV Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер». Показы были бесплатными и шли на двух площадках: в Центре городской культуры и киноцентре «Премьер».

О главных фильмах фестиваля – в материале «АиФ-Прикамье».

Хорошее кино вне проката

«Сталкер» родился в 1995-м, под эгидой Гильдии кинорежиссёров России. Разовая акция о проблемах заключённых – таким виделся он тогда. Но жизнь подбрасывала всё новые проблемы, диктовала новые темы, и фестиваль стал ежегодным. Нынче он пройдёт уже в 25-й раз. Как обычно, в Москве, традиционно открывшись 10 декабря, в день принятия Генеральной ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека.

«Когда спрашиваешь зрителей на каком-нибудь показе, кто из них читал эту декларацию, то руку поднимают буквально единицы, - признаётся исполнительный директор Гильдии кинорежиссёров России Игорь Степанов. – Вот мы и пытаемся говорить с людьми о такой ценности, как права человека, не устраивая лекций, через кино».

Специально для «Сталкера», по словам Степанова, никто фильмы не снимает. Просто многие режиссёры, даже не задумываясь о том, что значат эти самые права, снимают хорошее кино про жизнь, какая она есть: про российскую глубинку, про детей-сирот, мигрантов, беженцев, проблемы молодых.

К сожалению, в прокате таких картин сегодня практически нет. Они не запрещены, часто снимаются на государственные деньги, и государство, вроде бы, говорит их создателям: «С богом! Давайте!», но кинотеатры зелёный свет не дают. Кинопрокат заточен на коммерческие ленты, в основном лёгкие и развлекательные, и преимущественно импортного производства. Серьёзным же отечественным фильмам остаётся, если повезёт, лишь участвовать в кинофестивалях.

Так, в программу «Сталкера» каждый год заявляется более 150 картин, из которых для участия в фестивале организаторы отбирают лучшие. Ну а лучшим из лучших жюри вручает заслуженные призы. Кстати, за фильм «Керосин», с которого начинались показы в Перми, его режиссёр Юсуп Разыков получил недавно и один из главных призов сочинского «Кинотавра» - приз Гильдии киноведов и кинокритиков им. Д. Дондурея. Кроме того, эту ленту, посвящённую всем матерям, выживающим в сложнейших жизненных обстоятельствах и не теряющим любовь и веру, пригласили на фестивали в Америку, Англию и Францию.

Гастарбайтеры и мажоры

Ещё один замечательный фильм Разыкова, который посчастливилось увидеть пермякам, - «Турецкое седло».  С 2017 года, когда он был снят, фильм отмечен наградами уже многих кинофестивалей. В частности, на «Сталкере-2018» режиссёр получил за него спецприз им. А. Приставкина «За глубокое и художественно убедительное проникновение в психологию человека прошлого, отвергнутого реалиями действительности».

Главный герой картины – тихий и неприметный Ильич, бывший «топтун», агент по наружному наблюдению в КГБ. Теперь он на пенсии, но продолжает слежку за подозрительными для него людьми. От скуки, от одиночества, по привычке. Причём тут турецкое седло? А притом что так называется участок головного мозга, где находится гипофиз, и синдром «пустого турецкого седла» (диагноз, который поставили Ильичу) как раз и рождает некие отклонения в поведении.

Но только ли этот синдром виноват в неспособности героя вырваться из рутины, аскезы, монотонности жизни? А может быть, то издержки профессии? Или внутренняя слабость? Да и есть ли вообще живая душа в этом «человеке в футляре»? Хорошо, что в Перми была возможность обменяться мнениями, задать вопросы, обсудить увиденное с самим режиссёром «Турецкого седла», ведь после сеанса состоялась творческая встреча с Юсупом Разыковым.

Такая же встреча после фильма «Птица» прошла с Ксенией Баскаковой. В своей дебютной режиссёрской работе Ксения рассказывает, как в друзья к скандально известному рок-музыканту по прозвищу «Птица» (Иван Охлобыстин), проходящему лечение в клинике, навязывается девочка-подросток (Евдокия Малевская, финалистка шоу «Голос. Дети»), с которой не может совладать никто. Случайная встреча переворачивает судьбы обоих.

Сильный эмоциональный отклик зрителей вызвали также фильмы «Звёзды» Александра Новикова-Янгинова (в роли школьного учителя, поневоле ставшего гастарбайтером, - неподражаемый Виктор Сухоруков) и «Как я стал…» Павла Мирзоева (юношу-мажора с типичными для наших дней этическими сдвигами убедительно сыграл Павел Табаков).

Были в программе показов и короткометражные фильмы, и анимационные, и документальные. Среди последних - фильм пермского режиссёра Ольги Аверкиевой «Вырваться. История любви». Вся программа в рамках Благотворительной акции «Сталкера» проходила при поддержке Фонда президентских грантов. Генеральный партнёр – Фонд Михаила Прохорова.

И именно с этой акции, защищающей наше право смотреть талантливое современное российское кино, у нас начались нынче «Пермские гражданские сезоны», уже третий год являющиеся преемником знаменитой «Пилорамы» в бывшем музее «Пермь-36».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах